В середине октября было подписано постановление мэра об утверждении новой маршрутной сети общественного транспорта в городе Астрахани. Тем самым был дан старт транспортной реформе в городе, споры о которой идут уже три года.
УБРАТЬ «ДВОЙНИКОВ»
Напомним, предпосылки грядущих преобразований в транспортной сети города появились в конце 2008 года, когда мэрия под руководством Сергея Боженова заказала научно-исследовательскому институту автомобильного транспорта Москвы (НИИ АТ) разработку рекомендаций по оптимизации астраханской дорожной сети. В мае новая концепция была презентована астраханским властям и прошла общественные слушания, теперь дело осталось за малым — воплотить рекомендации в жизнь.
Основное положение, на которое опирались специалисты при разработке новой транспортной сети, — ограниченная транспортная емкость города. Ученые считают, что единственный выход сделать улицы свободней, а поток транспорта менее интенсивным — научиться управлять транспортным спросом и переключить внимание населения на общественный транспорт. Лидирующую роль в грядущих трансформациях отдают подвижному составу средней и большой вместимости — автобусам и троллейбусам. На данный момент парк астраханского пассажирского транспорта насчитывает более 1600 единиц подвижного состава, при этом 85% от этого числа — автобусы сверхмалой вместимости, а социальный транспорт обслуживает всего 15% объема пассажирских перевозок. Именно этот дисбаланс и создает «пробковую» ситуацию на дорогах.
По рекомендации специалистов на 42 маршрутах микроавтобусы типа «ГАЗель» будут заменены на подвижной состав большей вместимости. За счет объединения маршрутов-дублеров ликвидируются 22 маршрута автобусов малой вместимости. При этом их «двойники», остающиеся на линии, поменяют трассировку, чтобы охватить незатронутые участки, и усиливаются большим количеством подвижного состава. В частности, меняется трассировка восьми автобусных маршрутов с целью снижения нагрузки на отдельные участки дорожной сети, а также вводится дополнительный троллейбусный маршрут № 5.
В мэрии уверяют: для того чтобы процесс перехода был более плавным и не ударил по пассажирам и перевозчикам, реализация программы растянется на три года, а маршруты будут закрываться по мере заключения договоров с перевозчиками по итогам конкурсов. В городской администрации отмечают, что особенно тщательно будут прорабатываться районы, в которых в часы пик складывается просто катастрофическая ситуация — это 6-й микрорайон, пос. Стрелецкий, Военный городок, Бабаевского. Именно здесь реформирование будет наиболее значимым и затронет как изменения в трассировке маршрута, так и в замене подвижного состава.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
По рекомендации НИИ АТ конкурсы будут проводиться не по одному, а блоками, чтобы ликвидация того или иного маршрута проходила с параллельным укрупнением остающегося и не привела к разрыву и «дыре» на линии. Так, например, одно из наиболее проблемных направлений — маршрут 4с, проходящий от пер. Грановского до холодильников рыбокомбината — ликвидируется с усилением маршрута 4ск, подвижной состав которого будет заменен на ЛиАЗы в количестве девяти единиц. Также изменится и трасса — от пер. Грановского она пройдет по ул. Адмиралтейской, пл. Октябрьской, ул. Тредиаковского и пл. Ленина, при этом ликвидируя и маршрут 56с. Таким образом, из четырех маршрутов, идущих в Военный городок (56с, 4с, 4к, 4ск), останутся два — 4к и 4ск, и вместо обслуживающих этот район 55 «ГАЗелей» и четырех «ЛиАЗов» предлагается оставить 18 «ЛиАЗов».
Начальник управления транспорта и пассажирских перевозок администрации города Астрахани Виктор Сибирев уверяет, что новая схема продумана от «а до я», необходимо только совместно с перевозчиками проработать все моменты. «Как и всякое новшество, предложения НИИ некоторые перевозчики приняли в штыки, — говорит начальник управления транспорта. — После проведения первых конкурсов волна негодования уляжется, и люди поймут, что предлагаемые изменения на самом деле удобны всем и действительно необходимы для нашей дорожной сети, забитой «ГАЗелями». Перед проведением конкурсов все заменяющиеся блоки будут опубликованы, чтобы астраханцы были в курсе, куда и на чем они смогут доехать. Изменения транспортной сети не повлекут за собой радикального изменения траектории движения того или иного маршрута, поэтому транспортная перестройка пройдет для пассажиров незаметно».
БЕЗРАБОТНЫХ НЕ БУДЕТ
Один из наиболее острых моментов в транспортных преобразованиях — приобретение новых автобусов. Здесь часть нагрузки готовы взять на себя МУПы. По словам Виктора Сибирева, два муниципальных предприятия (МУП «Уют» и МУП «Недвижимость») уже готовы закупить автобусы в количестве 20 единиц и выйти на городские маршруты. Сейчас ведутся переговоры с банками и лизинговыми организациями о выделении средств. Довольно сложно проходят переговоры с частными перевозчиками, привыкшими работать на себя. Мэрия предлагает им объединяться для совместной работы на определенных маршрутах, но сталкивается лишь со стеной непонимания. Наиболее веский аргумент, который выдвигают частные предприниматели, — без работы останутся сотни водителей маршруток. «Если говорить начистоту, в наших муниципальных предприятиях нехватка водительского состава, поэтому слухи о том, что сотни водителей пойдут на улицу, ничем не подкреплены, — парирует Виктор Сибирев. — Руководители муниципальных предприятий готовы всех трудоустроить, причем зарплата, как и на каждом государственном предприятии, прозрачная, а все работники социально защищены».
Следующим шагом в усовершенствовании транспортной сети станет внедрение системы ГЛОНАСС. Управление транспорта уже разработало программу по ее внедрению, рассчитанную на три года. Сейчас документ проходит согласование. «Мы постараемся запустить программу со следующего года,— рассказал Виктор Сибирев. — Основой программы станет создание диспетчерского пункта на базе троллейбусного парка, к которому будут подключаться все желающие частные перевозчики. Так, в течение трех лет мы вый¬дем на цивилизованную тропу в сфере пассажирских перевозок».
«ПЕРЕХОД К НОВЫМ МАРШРУТАМ БУДЕТ ПЛАВНЫМ» ВИКТОР СИБИРЕВ — О ТРАНСПОРТНОЙ РЕФОРМЕ
Разговоры о начале трансформаций в городской транспортной сети стали причиной неразберихи и посеяли множество зачастую неоправданных слухов среди астраханцев. Чтобы прояснить некоторые моменты, волнующие горожан, корреспондент «Горожанина» поговорил с начальником управления транспорта и пассажирских перевозок Виктором СИБИРЕВЫМ.
— Виктор Викторович, полгода назад астраханской общественности были презентованы предложения НИИАТ по модернизации городской транспортной сети, в прошлом месяце мэр подписал постановление о ее внедрении. Значит ли это, что старт преобразованиям уже дан?
— Действительно, 14 октября вышло постановление «Об утверждении маршрутной сети регулярных муниципальных маршрутов автомобильного и наземного электрического транспорта города Астрахани». Это постановление позволяет нам приступить к проведению конкурсов на муниципальные маршруты. Мы понимаем, что в одно мгновение нам не перекроить подход к пассажирским перевозкам, поэтому процесс запланирован на три года.
— Сейчас много говорится о том, что в связи с изменениями в транспортной сети будет ликвидировано 22 маршрута, как это скажется на удобстве пассажиров?
— Планируемые изменения не такие революционные, какими их изображают. Действительно, 22 маршрута будут вычеркнуты из списка. Но это вовсе не значит, что астраханцы, привыкшие добираться на них до нужного места, останутся без транспорта. Во-первых, модернизация предусматривает ликвидацию исключительно дублирующихся маршрутов, а во-вторых, остающийся маршрут будет укрупнен и усилен дополнительным подвижным составом, а его траектория движения будет изменена, чтобы покрыть территорию ликвидированного маршрута. Эти изменения должны привести к тому, что эффективность городских перевозок улучшится в 1,5-2 раза, а улицы не будут захлебываться от безостановочного потока «ГАЗелей».
— Как будет происходить замена подвижного состава? Не боитесь, что мелкие перевозчики могут не справиться с финансовой нагрузкой и уйдут с рынка?
— Как я уже сказал, изменения в маршрутной сети будут происходить в течение трех лет, поэтому у всех будет время, чтобы освоиться и привыкнуть. Надо понимать, что эта реформа — вынужденная мера, направленная на то, чтобы разгрузить городские улицы и обеспечить население транспортом в часы пик. Принимая все эти меры, мы прежде всего учитываем интересы горожан и Астрахани в целом. Перевозчикам просто нужно переключиться на новые правила игры, с которыми они уже ознакомлены.
— Виктор Викторович, астраханцы переживают по поводу того, что в связи с грядущими изменениями увеличится интервал движения транспорта, оправданы ли эти опасения?
— Сокращение парка общественного транспорта отнюдь не приведет к тому, что его провозная возможность сократится. Средний интервал на линии составит всего 8,5 минуты.
Екатерина СОЛОМАТИНА,
"Горожанин" № 48, 17.11.10.