«Дочка» «Газпрома» — «Подземгазпром» — объявила конкурс на ремонт подземных емкостей для хранения газоконденсата, которые расположены на радиационно опасном объекте «Вега» в Астраханской области. В очередной разв 2009–2010 годах проводились аналогичные конкурсы по другим объектам госкопания пытается за десятки миллионов рублей «залатать дыры» на своих радиоактивных объектах.

В то же время эксперты уверены, что заказанные «Газпромом» работы не решат проблему заражения территорий радиацией, а лишь оттянут на время экологическую катастрофу. «Или идет распил бюджета, или это действительно какая-то легкая паника со стороны госкорпорации», — комментируют экологи решение «Подземгазпрома» выделить 45 млн рублей на ликвидацию последствий подземных ядерных взрывов 25-тилетней давности.



В 1980–1984 годах в Астраханской областив рамках так называемой стратегии мирных ядерных взрывов было проведено более десятка ядерных взрывов для создания подземных емкостей для хранения газоконденсата. Программа получила кодовое название «Вега». Мощность зарядов составляла от 3,2 кт 13,5 кт. Это были экспериментальные способы использования газовых месторождений, которые сегодня выявили полную несостоятельность подземных ядерно-взрывных технологий.

В настоящее время это наследие советской эпохи находится на «дочке» «Газпрома»,«Подземгазпром» которая продолжает использовать резервуары. Какова ситуация на объекте, понять сложно: компания не раскрывает информацию. Зато о ней наслышаны экологи. «Вопреки проектным расчетам полости подземных ядерных взрывов вскоре внезапно деформировались, обводнились, и из них стал отжиматься к поверхности радиоактивный рассол», — говорит ведущий научный сотрудник Института динамики геосферы РАН Борис Голубов. Не исключено также, что по сети подводных каналов грунтовые воды могут проникнуть в зону подземного ядерного взрыва. По сути, это означает, что «радиоактивные рассолы» могут просочиться в Каспийское море и попасть в Астрахань. Кроме того, по словам Голубова, на поверхности объекта вся растительность пропитана серой. На аналогичном объекте в КарачаганакеКарачаганкское месторождение в Казахстане было выявлено, что на ногах у лошадей, который пасутся в этом районе, образуются язвы. Есть и еще один опасный фактор — подвижки недр. По данным «Маркера», «Газпром» на «Веге» даже создал геодинамический полигон, чтобы отслеживать сейсмические изменения, однако результаты его исследований получить невозможно.

Судя по всему, «Газпром» признает наличие проблем с «Вегой», иначе сложно объяснить тот факт, что в течение последних лет он систематически проводит конкурсы по ликвидации последствий подземных ядерных взрывов на «Веге». Последний тендер, объявленный «Подземгазпромом» на прошлой неделе, — антирадиационная защита скважины на объекте «Вега».«ремонтно-восстановительные и изоляционные работы на скважине и подземной емкости 15Т на радиационно-опасном объекте «Вега», включая ее обустройство» Цель работ — установить радиационную изоляцию вдоль скважины. Причем все это нужно сделать в течение четырех месяцев со дня заключения контракта. Учитывая, что итоги конкурса будут подведены в сентябре-октябре, работы придется выполнять зимой. Сумма контракта — 45 млн рублей. Аналогичных тендеров на ремонтные работы на радиоактивных объектах, согласно информации на сайте «Газпрома», было проведено более 20. Почти всегда в них побеждали две компании — «Волгабурвод» и «ПКФ Евразия», связаться с представителями которых не удалось. На сайте не раскрываются суммы прошлых контрактов, но если брать исключительно аналогичные проекты, то можно говорить о сотнях миллионов рублей, направленных на ликвидацию последствий на объектах «Вега», «Сапфир» и «Магистраль».два последних находятся в Оренбуржье

Впрочем, по словам экспертов, все эти работы смогут лишь оттянуть экологическую катастрофу, так как изоляция скважины не означает изоляции всей полости подземного ядерного взрыва. По мнению советника РАН известного эколога Алексея Яблокова, вообще не очень понятно, чего «Газпром» хочет добиться этими конкурсами. «Почему они зашевелились? — размышляет профессор. — Потому что идет распил бюджета? Или это действительно какая-то легкая паника, и они, не договаривая всего нам, пытаются что-то сделать».

Эксперты уверены: решить проблему локальными заливами бетона нельзя. «Сейчас этот вопрос надо решать на государственном уровне, поскольку это глобальная межотраслевая проблема. Это вопрос безопасности целого региона», — подчеркивает Голубов. «Этот объект очень опасен. Атомщики сами признали, что все объекты подземных ядерных взрывов являются неконтролируемыми местами хранения высокоактивных отходов, — подчеркивает Алексей Яблоков. — Но поскольку у нас не привыкли думать на десять или сто лет вперед, то, по всей видимости, там действительно что-то произошло, что их беспокоит в масштабах трех-четырех лет». Представители «Газпрома» на запрос «Маркера» не ответили.

Василий Маринин,

Деловая газета "Маркер"