Гениальные директора. Самые многочисленные представители от народа в астраханских думах – директора: простые, генеральные и их заместители. Потому что они самые незанятые на основной работе?
Читаю отчёт с заседания астраханской городской думы. Депутаты переживают, что на «образовательный процесс в 2017 году в казне запланировано 1,5 млрд. рублей – на 1,1 млрд. меньше средств текущего года». Чуть ли не наполовину сокращаются субвенции из регионального бюджета! И что делать, откуда деньги в тощей областной копилке?

Да, такую проблему в рабочем порядке не разрешить. Ни в прямом, ни в переносном смысле. Я к тому, что рабочих ни в городской, ни в областной lуме вообще нет. Ни одного. Крестьян – тем более. Такое впечатление, что представительный орган представляет в основном интересы лишь начальствующих астраханцев – генеральных, простых директоров и их заместителей. Ни много, ни мало – их примерно половина из всего состава! Но ведь интересы обеспеченной руководящей прослойки, всё-таки, отличаются от забот и жизненных проблем, скажем, водителей их персональных автомобилей? Ещё как разнятся, особенно в кризисное лихолетье. Но в астраханских думах заседают в основном начальники. А в областной думе, к тому же, появились целая прослойка глубоких пенсионеров. Глубоких, это которые много старше меня. Примерно десять процентов от состава думы. Имена не называю исключительно из уважения к возрасту. Пенсионерами будем мы все, если, конечно, ещё повезёт.

С одной стороны хорошо, что ветераны решили продолжить активную общественную жизнь. Но плохо, что делают это за бюджетный счёт. Нет, если бы среди них были гении политического труда, запомнившиеся астраханцам персональными достижениями – другое дело. Например, добились, чтобы раз и навсегда отстали бы от дачников, выносящих на продажу излишки со своих садов-огородов. Перекупщиков не трогают, а «иногородних» с пакетами овощей или фруктов гонят отовсюду в три шеи. Портят, видите ли, внешний вид города. Как будто соседние улицы в идеальнейшем состоянии. Или что-то другое общеполезное сделали бы, чтобы запомнилось всем и надолго. Вот тогда – милости просим продолжить воевать за наши интересы. Тогда совсем другой поворот. А много лет протирать штаны в думе за приличное вознаграждение, это любой захочет. Тут возникает вопрос, кто у нас такой щедрый за казённый счет, материализовавший желание пенсионеров продолжить депутатскую деятельность? Мы-то понимаем, что кроме их стремления попасть в список соискателей мандатов, требуется ещё и согласование вышестоящих товарищей. Явный конфликт «доброты» и ответственности.
Где же в собраниях реальные представители реального большинства? В цивилизованных странах парадоксальная ситуация исправляется так называемыми квотами. Так делают, когда выборная система дает очевидные сбои. Кстати, даже суровая советская власть строго следила, чтобы соблюдалось это символическое равенство в органах управления.
Хорошо, что в астраханских думах нет оперных певцов, актеров или телеведущих, как в Госдуме. Депутатская деятельность, честно говоря, действительно какой-то монотонный спектакль, но не в буквальном же смысле слова. Политикой должны заниматься люди, обладающие политологическими способностями, талантом, если хотите. На худой конец – имеющие качественное политическое образование. С них можно и спросить за профессиональную деятельность. А как привлечь к ответственности за никудышные законы, скажем, начальника медчасти, пенсионера или генерального директора торгово-закупочной фирмы? Да и не обязан тот же гендиректор разбираться в юридических тонкостях законотворчества.

Так зачем тогда, по сути, декоративные (возможно даже гениальные и уважаемые в своих коллективах) – представители в серьёзном и ответственном законодательном органе? Обязательно возразят: депутаты, дескать, ни на что не влияют и ни за что не отвечают. А всем управляет исполнительная власть. Возможно. Ну что-то же избранники делают, судя по многомиллионными депутатским затратам? И вообще, могут заявить: сейчас, дескать, обострилась проблема с достойными людьми в органах власти. Специалистов не хватает.

Ерунда, разговор о «кадровом голоде» – старая песня о главном. И очень старая. Никакого дефицита нет. У нас достаточно молодых и не очень, но умных и принципиальных людей. Только они, судя по всему, не нужны в представительных собраниях. Почему? Да потому, что такие не будут заглядывать в рот начальству, покорно поддакивать и поднимать руки согласия со всем и сразу. Они не поддержат какой-нибудь закон, ущемляющий интересы самых незащищенных избирателей-астраханцев. Устроят грандиозный скандал и будут принуждать министров искать резервы и другие источники пополнения бюджета. Кому в правительстве это понравится? Всё до банальности просто в нашей жизни. И все возникшие сложности – в основном, увы, рукотворные.

Когда по телевизору показывают потасовки, в парламентах ведущие гневно осуждают разбушевавшихся депутатов. Дескать, такой парламент нам не нужен. А по мне пусть набьют горячие мужчины друг другу шишки, но защитят интересы своих избирателей. Лучше, когда парламентарии читают газеты, развлекаются айфонами или дремлют в полупустом зале заседаний?
Даже пришибленному телевизором астраханцу понятно, какое законодательное собрание больше по душе исполнительным начальникам. Самое оптимальное – спокойное и покладистое. И они делают всё возможное, чтобы в думы не попали, простите за тавтологию, «вольнодумцы», бузотёры или, не дай бог, какие-нибудь, несогласные. Без них голова кругом, как свести концы с концами, обрубленными кризисом почти наполовину.
Кризис кризисом, но падение экономики организовал не он. Точнее, падение цен на нефть и экономические санкции, лишь ускорили и обострили давно назревавшие проблемы в финансово-хозяйственном механизме страны. И они никуда не делись, и не исчезнут сами собой. Без удвоенных усилий власти, в том числе законодательной – их не разрешить. Даже выросшие цены на углеводороды ничего в корне не поменяют. Нужны опытные, ответственные и принципиальные профессионалы. Как однажды написал «Факт и компромат» – отличники политического труда! Вот тогда возможны перемены к лучшему.

Справедливости ради надо отметить, что областная дума только начала работать. И невесёлые мысли по поводу состава облдумы может развеять её практическая деятельность. Как отметил мой хороший друг, всё может сильно измениться после смены руководителя собрания. Прежде всего, аморфность управления. Что сказать? Возможно ли это вообще в условиях штыковой вертикали?

Николай Василич, журналист
«Факт и компромат» (№ 49 (708), 2016 г.)