Астраханский государственный театр оперы и балета представил премьеру одноактных опер Сергея Рахманинова «Скупой рыцарь» и «Алеко». Постановка оперного диптиха прошла в рамках проекта «Рахманинов. Антология русского гения» при поддержке Российского фонда культуры. Обе оперы написаны композитором на пушкинские сюжеты.
В первом отделение зрители познакомились с оперой «Скупой рыцарь». Она редкий гость на сценах музыкальных театров: её достойное исполнение требует высокого мастерства оркестра и вокалистов. Создатели спектакля – дирижёр-постановщик Валерий Воронин, режиссёр-постановщик Алексей Смирнов и художник-постановщик Олег Молчанов, превратили камерную оперу в масштабное зрелище, сохранив при этом идеальную музыкальную канву произведения.
В мрачную эстетику Средневековья внедряются элементы ар-деко, зародившиеся в 10-х годах прошлого века. Этот приём подчёркивает контраст двух поколений героев оперы – Барона и его сына Альбера, различие их мировоззрений, конфликт старого и нового. Образ Скупого рыцаря показан в непривычном ракурсе: зритель видит не алчного старика, обезумевшего от своего богатства, а страдающего отца, наблюдающего за легкомысленным сыном, неспособным сохранить семейный капитал, нажитый не одним поколением.
Подчёркивая неоднозначность главного персонажа, Барон появляется в пяти обликах, придавая динамику всему действу. Кроме сложной и многослойной музыкальной основы можно наслаждаться великолепным пушкинским текстом одной из его «маленьких трагедий».
Во втором действии публика встречается с героями Александра Сергеевича из поэмы «Цыганы» – литературной основой первой оперы Рахманинова «Алеко», написанной им в 19 лет. Над его постановкой также работали художественный руководитель и главный дирижёр АГТОиБ Валерий Воронин и Олег Молчанов вместе с режиссёром-постановщиком Сергеем Морозовым.
После филигранной сдержанности линий и красок «Скупого рыцаря» зрители попадают в Бессарабскую степь, где их встречает цыганский табор – шумный, пёстрый и стилизованный в единой тональности спектакля. Страсти, которыми одержимы герои южной романтической поэмы, выходят за границы обыденности. «Алеко» временами отсылает зрителя то к «Трубадуру» Верди, то к «Кармен» Бизе.
В спектакле интересно взаимодействие солистов, хора, балета и миманса, создающее объёмность общего действа. Появление из зрительного зала Алеко и его соперника усиливает сопричастность публики к переживаниям персонажей.
АГТОиБ можно поздравить с расширением репертуара и выпуском первого оперного диптиха, который займёт достойное место в многогранной афише крупнейшего учреждения культуры региона.
Ближайшие показы опер «Скупой рыцарь» и «Алеко» – 15 и 16 июня в 18.30.
Интервью с главным режиссером АГТОиБ Алексеем Смироновым, которое он дал AST-NEWS.ru накануне премьеры, читайте здесь.
Текст и фото Екатерины Некрасовой