Режиссёр Алексей Смирнов приоткрывает астраханцам завесу тайны предстоящей премьеры

В ближайшие выходные Астраханский театр оперы и балета выпускает премьеру одноактных опер Сергея Рахманинова «Скупой рыцарь» и «Алеко». AST-NEWS.ru уже рассказывал о предстоящем культурном событии в общих чертах. Чтобы раскрыть тему подробнее, мы встретились с главным режиссёром АГТОиБ и постановщиком оперы «Скупой рыцарь» Алексеем Смирновым.

– Алексей Валерьянович, как родилась мысль приступить к постановке этих опер?

Алексей Смирнов: Инициатива поставить оперы Рахманинова исходила от нашего художественного руководителя Валерия Владимировича Воронина. То, что на сцене появится «Алеко», не вызывало сомнений, а вот со вторым названием оперного диптиха было сложнее. Вначале, Валерий Владимирович серьёзно думал о постановке другой одноактной оперы композитора – «Франческа да Римини». В процессе обсуждения мы решили, что в контексте дальнейшего проката спектакля, «Скупой рыцарь» – более подходящее название для нашего театра. Он написан по «маленькой трагедии» Пушкина: эта опера даёт возможность работать на разную аудиторию, являясь школьной классикой, в отличие от «Божественной комедии» Данте, сюжет из которой стал основой для «Франчески».

Предполагалось что я поставлю оба спектакля. Но в процессе подготовки предложил художественному руководителю поручить работу над «Алеко» Сергею Морозову, который к тому времени уже служил в нашем театре штатным режиссером. На мой взгляд, замечательно, когда театр взаимодействует с разными режиссёрами и труппа видит разные подходы. У нас получились абсолютно непохожие спектакли. То, что я вижу сейчас на прогонах, даст оперному вечеру объём, что, надеюсь, оценят зрители.

– Какова последовательность спектаклей?

– Мы будем расти по количеству людей на сцене. В первом отделении покажем камерную историю «Скупого рыцаря», а во втором – «Алеко», в котором участвует и хор и балет театра. Важно, что оперное и балетное подразделение театра взаимодействуют друг с другом, что способствует творческому обмену. Рад, что главный балетмейстер Юрий Викторович Клевцов откликнулся на наше предложение. Хочется, чтобы и в дальнейшем у нас были общие спектакли.

– Предстоящая премьера посвящена 150-летию Сергея Васильевича Рахманинова...

– Постановка его одноактных опер осуществляется в рамках проекта «Рахманинов. Антология русского гения», который продолжится 28 мая концертом камерной вокальной музыки. До этого наш театр представлял его симфонические произведения. Сейчас мы знакомим публику с операми Рахманинова, написанными в разные периоды.

– Почему опера «Скупой рыцарь» –редкий гость на оперной сцене?

– Не в каждом оперном театре есть силы и возможности для его постановки. «Скупой рыцарь» требует очень большого состава оркестра, а главное, хорошо подготовленного. Прекрасно, что оркестр нашего театра готов работать над этой сложной партитурой.

Также не всегда просто найти исполнителей главных ролей, ведь партии Барона и Альбера довольно сложные. На премьере вместе с приглашёнными солистами будут работать вокалисты оперной труппы АГТОиБ, имеющие великолепные данные для этих ролей. Вкупе описанные трудности делают это произведение редко идущим. Но в «Скупом рыцаре» невероятная музыка Рахманинова прекрасно сочетается с пушкинским текстом.

В нашей постановке я клонировал главного персонажа. Зрители увидят одновременно на сцене пять Баронов. Мне важно раскрыть грани героя «маленькой трагедии», которого принято считать отрицательным. Большего сказать не могу – приходите на премьеру.

– Ваш спектакль рассчитан на подготовленную аудиторию?

– Всегда стараюсь, фигурально выражаясь, испечь многослойный пирог, который можно вкусить без всякой подготовки. Вопрос только в том, сколько вкусов удастся распробовать. В спектакле есть слои понятные сразу, но есть и такие, для распознания которых понадобятся определённые знания. Но в целом он будет довольно простым для восприятия. Опера «Скупой рыцарь» идёт чуть менее часа на русском языке. Она рассказывает о понятных широкой аудитории пороках и проблемах.

Не считаю «Скупого рыцаря» историей полоумного алчного деда. Для меня это история про отца, который видит, что его сын идёт по извилистой дорожке. Когда Барон говорит: «Едва умру, он, он! сойдет сюда под эти мирные, немые своды. Украв ключи у трупа моего, он сундуки со смехом отопрет. И потекут сокровища мои в атласные дырявые карманы», я верю ему. Смотря на его сына Альбера сразу понятно, что этот представитель «золотой молодёжи» растратит всё состояние своего родителя в одночасье. Так называемые «старые деньги», накопленные поколениями, уйдут на кутежи. Мне важно было найти в Бароне положительные черты.

В нашем спектакле я использовал приём переноса времени. Это не Средневековье и не Пушкинская эпоха. Некоторые исследователи полагают, что Александр Сергеевич описал в «Скупом рыцаре» свои непростые взаимоотношения с отцом. Перенос сюжета Пушкиным в Средневековье является, на мой взгляд, некой интеллектуальной игрой.

Время действия нашего спектакля, это время сочинения оперы – первая треть XX века. Такое решение продиктовано, прежде всего, музыкой, которая как губка всасывает в себя эпоху. Композитор транслирует своё ощущение времени – переломный период перед Первой мировой войной, которая стала причиной упадка империй и прежних устоев. Было интересно поместить героев в этот «конец времён». Находясь на краю временной пропасти, происходит переворот сознания и сложно понять, кто прав, кто виноват.

– Визуально такую задумку воплотить довольно сложно…

– Над обеими постановками работает Олег Молчанов, художник большой формы. Он предложил очень интересное сценическое решение для «Скупого рыцаря». На сцене появится огромный средневековый замок с массивными сводами и объёмными колонами. Благодаря нашему художнику-постановщику по свету Серею Васильеву вся эта махина буквально оживает. Для меня опыт работы с такой массивной декорацией интересен, ведь я привык работать с делением сцены. В каждом моём спектакле есть определённое кадрирование пространства. Здесь же важно было показать несоразмерность декорации и персонажей, что создаёт нужное напряжение, что слышится в музыке Рахманинова.

– Какие планы на ближайшее будущее?

– С Валерием Владимировичем обсуждаем невероятно интересные названия на грядущий сезон, которые приятно удивят астраханскую публику. То, что могу озвучить сейчас – это опера «Иван Сусанин» Глинки в Астраханском кремле, который поставит хорошо знакомый астраханцам режиссёр Михаил Панджавидзе. А пока ждём всех на премьере опер «Скупой рыцарь» и «Алеко» 20 и 21 мая.

 – Спасибо за беседу, Алексей Валерьянович!

Подготовила Екатерина Некрасова