Государство, где же ты?

Основной признак цивилизованного государства – устойчивое развитие экономики, благополучие его сограждан и социальная справедливость

Хочу поделиться с главным редактором и читателями газеты мыслями по поводу государства. Возможно, в чём-то крамольными, отражающими мою точку зрения. Есть ли у нас реальное социальное светское государство? Именно социальное, каким его обозначают высшие чиновники страны, а не какое-то иное.

Государство в моём понимании – это очень сложная, но обязательно открытая для общества система правоотношений людей, поддерживающая устойчивое развитие страны. В первую очередь эта система обязана обеспечивать социальную справедливость в обществе: и достойный уровень жизни для всех, доступное образование и здравоохранение, помощь людям, которые не в состоянии заработать себе на благополучную жизнь. Думаю, что примерно так понимают предназначение государства большинство современных нормальных людей. Все остальные госзаботы тоже важны, но вторичны. А если сравнить эти ожидания с происходящим на самом деле, то невольно бросается в глаза явное несоответствие строящегося (или созданного) с заявленными целями. Пафос и чрезмерное величие во всём, что касается обычного государственного развития – явно мешает обыденной рутинной работе по обустройству страны. В первую очередь, как уже сказал, это повышение уровня жизни и комфорта людей, обеспечение социальной справедливости, помощи бедным и больным. Какой тут нужен пафос, величие или сакральность предназначения государственного механизма. Однако часто шум-гам, активная телепропаганда сопровождают любую обязательную (и обыденную) деятельность государственной системы. Мне кажется, что все это совсем не случайно. Шум, пафос, фейерверки помогают сгладить, затушевать, а кое-где скрыть явные просчеты, неудачи и сбои работы этого самого механизма.

Не будем сейчас говорить о правящей партии и её прямой ответственности за всё происходящее. В какой-то степени вина за сбои в работе государственного механизма лежат и на обществе, выбравшим для себя эту партию. Так вот именно священность и сакральность, и ещё определение какой-нибудь великой цели (в виде светлого будущего или ещё чего-то) и помогает отвлекаться (и отвлекать людей) от главного предназначения социального светского государства. Но пафос уходит как утренний туман, если просто взглянуть на реальные цифры из реальной жизни.

Какова, например, минимальная пенсия у инвалидов второй группы, то есть у людей, которые физически не могут заработать на нормальную жизнь? Для неработающих – 5034 рубля. А минимальная зарплата в стране? 11 163 руб. Какое минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребёнком? 3 142 рубля. А какая минимальная пенсия в стране? 8726 рублей.
Вот вам и престиж, и особенность развития, и всё величие. Это и есть конкретные итоги работы государственного механизма. Такое впечатление, что он просто забуксовал и не движется в нужном направлении. Больше занят приукрашиванием действительности, возвеличиванием, пафосом и разными фейерверками.
Проявляя безграничную щедрость на всякого рода зрелища – олимпиады, мундиали, универсиады и другие международные праздники, государство выказывает удивительную скупость по отношению к своим согражданам. Простой пример, которых можно приводить много. Вознаградив своих ветеранов труда (то есть людей, отдавших ему – государству – 40 лет активной жизни), тут же, второй рукой, отбирает «излишнее». Ветераны труда поймут, о чём речь. Разрекламированная льгота в пятьдесят процентов оплаты коммунальных услуг обставлена такими условиями, что получать её по закону практически невозможно. Местные столоначальники из собеса зорко следят за тем, чтобы не дай Бог, льготами воспользовались домочадцы ветерана. Тут же вычет-перерасчёт. В итоге если ветеран не бобыль-одиночка (а что это за семья?) льготы делятся на всех вместе с ними проживающих. Вместо 50 процентов, в итоге – 15-20 от силы. Вот вам и отношение государства к согражданам. Даже к своим самым верными подданными – ветеранам труда. И попробуйте в собесе получить ответ на вопрос: кто придумал эти бюрократические оговорки, чтобы не платить льготу ветерану строго по закону? Никто ничего внятно не ответит, будут кивать на некий приказ сверху…

Кто во всём этом виноват, кто лично отвечает за такое отношение «светского» государства к своим людям? Президент, губернатор, мэр, глава местной администрации? Скажу вам, дело не только в личностях. К сожалению, так работает государственный механизм. И уже очень давно. Ну ни как общество не наладит его нормальную работу, с главной конечной целью – забота о людях, об их комфорте и благополучии.

Государство обязано кропотливо и настойчиво соединять в единое целое миллионы воль, желаний и стремлений граждан. Обеспечивать поступательное развитие общества и мирное проживание людей. Но в реальности всё опять часто наоборот. Государственный механизм не только не сплачивает, а как бы разобщает социальные группы, создавая неоправданно разные условия жизни по закону равноправных граждан. Например, та же пенсионная реформа. Речь даже не о так называемых пенсионных изменениях. О другом. Об искусственном разграничении на «сильных» пенсионеров и «слабых». Одни получают скромные деньги от Пенсионного фонда, другие – на порядок выше – из специальных «силовых» бюджетов. Но карман-то один – казённый. Это справедливо?

Никто не отрицает право на льготную пенсию, скажем, граждан, которые ценой здоровья, а порой жизни заботятся о правопорядке в государстве. Но миллионы так называемых силовиков, подавляющее большинство из них, имеющих право на увеличенную пенсию – простые бухгалтера, юристы, экономисты, которые никогда не держали в руках табельного оружия. То же самое касается и 800 тысяч военнослужащих и более миллиона обслуживающего их персонала, также имеющих права не только не повышенную, но и досрочную пенсию. Уместны ли вообще льготы военным в мирное время? Для выделения особенностей ратного труда существуют и зарплаты и особые спецнадбавки.

Вот и создаётся впечатление, что механизм под названием «государство» не слишком заботится об укреплении и развитии социальной справедливости в стране. То же самое происходит и с образованием, и с медицинским обслуживанием. Где мировые достижения в этих важнейших направлениях жизни любого современного общества? А если всё пущено на самотёк, не внедряются современные высокие технологии и бизнес по-прежнему не развивается по примеру хотя бы европейских стран, то что же происходит с механизмом под названием «государство»? Механизм изрядно заржавел, сильно износился?

Чтобы найти ответ на этот печальный вопрос не поленился прочитать немало публикаций на заданную тему. Утешительного, скажу вам, ничего не нашел. Известный российский политолог Дмитрий Орешкин, с которым я был знаком и даже участвовал в творческом споре с ним (свидетель спора в то время заместитель главы администрации области Ирина Родненко). Так вот Орешкин считает что «приравнивая европейское понятие “государства” к понятию русскому мы совершаем большую ошибку. У нас это определение имеет совсем иной смысл. Понятие государство пришло на Русь во времена Ивана III (деда Ивана Грозного) в виде “господарства” и означало “неограниченную собственность на землю вместе с ее населением”». Вот так. Ни больше, ни меньше.

Мысли Дмитрия Орешкина развивает историк Борис Флора: «Благодаря Ивану IV и книжникам его круга в сознании общества глубоко внедрилось представление о том, что лишь сильная и неограниченная власть монарха способна обеспечить порядок в государстве и гарантировать его самостоятельность». Возможно, это и было когда-то актуально для организации и сохранения огромной территории. Но ведь прошло столько веков. Выходит, понятие государства и державности не изменилось в обществе и до сих пор? Сколько ещё должно пройти столетий, чтобы государство стало бережным и внимательным, прежде всего к своему народу? Кто ответит?

Скорее всего, пока никто, потому что государство занято более важным делом – воспроизводством своей системы на годы вперёд. И это, видимо, не только в устройстве, скажем, пенсионной системы, но во многих областях. Даже в налогообложении. И тут пригодился опыт, перенесённый ещё со времен Петра Первого. Как известно, царь Пётр Первый выделил так называемые неподатные сословия, которые имели право не платить налоги.

Не так давно депутаты, утвердили право наших небедных бизнесменов, попавших в санкционный список, не платить налоги. Вот вам и современное разделение людей на первый и второй сорта. Социальное, светское государство, для которого равенство и справедливость в обществе превыше всего, никогда не пойдет на сознательное ущемление прав одних групп населения перед другими. Какими бы причинами это бы не обосновывалось. Социальное, справедливое государство, где же ты? И было ли оно когда-нибудь?

Николай Василич, журналист
Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №29 (789), 2018 г.