И снова о суровых астраханских маршрутках
После ряда публикаций в «Факте и компромате» на актуальную и злободневную тему – поездках на маршрутных такси и связанных с этим громких скандалов и даже преступлений – пора снова вернуться к проблеме и посмотреть на неё с другой стороны.

Миф о том, что большинство водителей «Газелей» – несдержанные грубияны, лихачи и рвачи, к счастью, не столь однозначен. Как и в любом профессиональном сообществе встречаются хорошие и плохие люди, так и в касте перевозчиков есть неприятные неврастеники и адекватные и мужественные парни.

Недавно удалось встретиться с одним из таких водителей, с которым пришлось столкнуться, работая над материалом о вопиющем инциденте с убийством сотрудников ДПС, пресловутой бандой, в которой состоял некий Нурбол Саспанов, диспетчер маршрута № 30. Как раз тогда, в начале апреля, мой собеседник был сменщиком убийцы – диспетчера Нурика, и именно он рассказал весьма интересные факты из жизни своего преступного коллеги. А также поведал мне свою историю, которая тоже чуть не закончилась трагедией.

В начале весны молодой человек совершал свой привычный маршрут за рулём «тридцатки». Это были праздничные дни, и многие пассажиры были навеселе, но клиент, пытавшийся залезть в машину на улице Яблокова, был совсем не в кондиции. Водитель абсолютно на законных основаниях запретил еле стоящему на ногах товарищу проникнуть в салон. Пьяный человек обрушился нецензурной бранью на шофёра, чем создал ситуацию, из-за которой дальнейшее движение транспорта стало невозможным! И тогда молодой человек вышел из транспортного средства, чтобы отстранить неадекватного пассажира и продолжить следование по маршруту. Но с неожиданностью для себя и для многочисленных очевидцев происходящего внезапно получил несколько ножевых ранений в руку. Пьяный дебошир был вооружён холодным оружием и на глазах большого количества людей среди белого дня напал на парня, который всего лишь не пустил его в салон, где тот мог натворить немало бед!

Продавщица ближайшего магазина оказала первую медицинскую помощь потерпевшему, граждане вызвали скорую помощь и полицейских, преступник был задержан на месте. В итоге этого злополучного рейса водитель был госпитализирован и две недели провёл в больнице. Ему сделали несколько операций по восстановлению сухожилий на кисти руки. А преступник после снятия показаний был отпущен под повестку о невыезде. Мало того, что молодой человек получил увечье, после которого не мог сесть за руль, так ещё ему понадобилось оплатить дорогостоящие препараты, без которых не могла быть проведена достойная восстановительная терапия. Тогда ему на помощь пришли его товарищи, работающие на маршруте №30 – и не только помогли материально, но и похлопотали о должности диспетчера, так как рука после выписки из больницы практически не работала. А преступник в то время продолжал оставаться на свободе и предаваться дальнейшему пьянству.

Шло время, в обществе кипели нешуточные страсти по поводу «маршруточных войн», в которые были вовлечены абсолютно все – от проверяющих и контролирующих их органов, нелегальных и законных перевозчиков, до обычных пассажиров и средств массовой информации. И буквально на днях я увидела своего знакомого за рулём. Рука, слава Богу, полностью восстановлена, а после неоднократного обращения в прокуратуру напавшего на него преступника наконец-то поместили в СИЗО до оглашения приговора. Ему грозит от двух до восьми лет тюрьмы по статье 111 УК РФ – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.

Вот на такие крутые виражи выходит конфликтная ситуация, практически выпущенная из-под контроля! Противоречия, зреющие в бытовом аспекте, сталкиваясь в правовом ключе буквально разделили наше общество на две противоборствующие группы. Злость, неудовлетворённость, усталость и бедность, дурное воспитание и низкий уровень культуры – причины подобных схваток! Будет ли исход в этом противоречии?

Как вы думаете, могут ли два рубля в наши дни стать той ключевой суммой, из-за которой могут разразиться нешуточные страсти. Оказывается, что могут. Два рубля – это именно та разница в стоимости проезда на регулируемых маршрутах, где установлен тариф 18 рублей и нерегулируемых, где цена поездки устанавливается непосредственно перевозчиком и составляет 20 рублей. Таким образом, бюджетные маршрутки с литерой «Р» потихоньку вытесняют частников с рынка перевозок. И многие предприниматели выставляют свои «Газели» на продажу, так как пассажиры, естественно, делают свой выбор в пользу регулируемого транспорта. Самостоятельно сравнять стоимость проезда непозволительно. Что это: забота о гражданах или хитрая уловка выживания конкурентов? Покажет время.

Скоро жара и проезд в самом массовым городском транспорте станет поистине испытанием для обеих сторон движения. Так будем терпимее друг к другу. Кто знает, может быть настанут те времена, когда в салонах маршруток появятся кондиционеры, не будет орать несусветная музыка, и люди при выходе будут благодарить водителей, а те в свою очередь относиться с уважением к своим пассажирам. Всем приятного и безопасного проезда!

Катя Добрая, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №21 (731), 2017 г.