Как полиция права астраханцев нарушает

Особое внимание в докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека Андрея Спицына в 2022 году уделено вопросам обеспечения прав человека в связи с деятельностью суда, правоохранительных органов и адвокатуры. Ранее AST-NEWS.ru опубликовал фрагменты документа, посвящённые «социалке», здравоохранению, аварийному жилью и «коммуналке», а также дорогам в областном центре.

*** 

Органам внутренних дел отведена особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина. Они обязаны противодействовать преступности, обеспечивать безопасность населения, защищать имущественные и иные права граждан от преступных посягательств. При этом они обязаны неукоснительно соблюдать права даже тех лиц, которые, по мнению сотрудников полиции, являются нарушителями общественного порядка. К сожалению, так бывает не всегда. Так, к Уполномоченному обратилась гр-ка О., которая сообщила, что 13 марта 2022 года в 15:25 была задержана и доставлена в УМВД России по Астрахани. Заявительнице вменялось совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ («Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции»).

После установления личности и составления протокола её водворили в одну из камер специального помещения для содержания задержанных лиц (СПЗЛ), где она находилась до 09:35 ч. следующего дня. Таким образом, О., будучи матерью пятерых детей, трое из которых не достигли 14-летнего возраста, находилась в камере более 3 часов, что является нарушением, поскольку в соответствии с ч.2 ст.3.9 и ст.27.5 КоАП РФ ей не могло быть назначено наказание в виде административного ареста.

Кроме того, гр-ка О. сообщила, что санитарное состояние СПЗЛ УМВД России по Астрахани находилось в неудовлетворительном состоянии. Выданный комплект постельного белья был настолько грязным, что заявительница, естественно, не пожелала им воспользоваться.

По итогам проведенной проверки Уполномоченный пришел к выводу, что в данном случае имело место нарушение прав гр-ки О. на свободу и личное достоинство. Начальнику управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области генерал-майору полиции Игорю Ромашкину было направлено заключение с рекомендацией исключить впредь подобные факты.

Что касается довода гр-ки О. об антисанитарном состоянии СПЗЛ, то ему не было дано никакой оценки. А между тем этот факт в конечном счете признало само УМВД России по АО.

После получения заключения Уполномоченного данный орган направил в своё городское подразделение указание провести инвентаризацию, списать пришедшие в негодность постельные принадлежности и белье, заменить матрацы, повысить уровень освещённости в камерах.

Более того, санитарное состояние СПЗЛ УМВД России по Астрахани стало предметом жалобы и гр-на С., также пребывавшего в статусе административно задержанного. Заявитель указывал на наличие клопов в камерах и в постельных принадлежностях. По просьбе Уполномоченного медико-санитарная часть МВД РФ по АО провело внеплановую выездную проверку СПЗЛ, в результате которой утверждения гр-на С. полностью подтвердились. В письме врио начальника МСЧ МВД РФ по АО указывалось, что дезинсекционная обработка матрацев и подушек в СПЗЛ УМВД России по Астрахани не организована и не проводится, в связи с чем его начальнику было выдано предписание с требованием устранить выявленные нарушения.

И это не единичные факты нарушения прав граждан в УМВД РФ по Астрахани. Так, при посещении сотрудниками аппарата Уполномоченного указанного подразделения в апреле 2022 года было выявлено, что задержанным не разъясняется их право на телефонный звонок с целью уведомления родственников о месте нахождения. В камерах, рассчитанных на 4-5 человек, отсутствуют скамьи; люди вынуждены вповалку спать и часами сидеть на так называемом «подиуме». Во всех камерах СПЗЛ было скудное освещение. Постельные принадлежности (одеяла, матрацы, подушки) находились в крайне неудовлетворительном состоянии.

На момент посещения (около 11:00) не всем людям, находившимся в СПЗЛ, был выдан завтрак.

Вместе с тем до настоящего времени не решен вопрос с ремонтом (или строительством) специальных помещений для задержанных лиц ОМВД России по Володарскому району, о чем ранее упоминалось в докладе за 2021 год.

При посещении ОМВД России по Камызякскому району было выявлено наличие одного помещения для задержанных вместо положенных трех (отдельно для мужчин, женщин, несовершеннолетних/инфекционных больных). В ОМВД России по Приволжскому району таковых помещений только два. В ОМВД России по Харабалинскому району только одно помещение из трёх оборудовано местом для сна. Соответствующий материал направлялся в районную прокуратуру, которая впоследствии внесла представление начальнику райотдела по данному факту. Таким образом, необходимо продолжить работу по приведению мест принудительного содержания в районных отделах полиции в соответствие с действующим законодательством.

***

В докладе за 2021 год Уполномоченный высказал в адрес руководства УМВД России по АО рекомендацию принять меры по повышению эффективности работы участковых уполномоченных полиции – прежде всего, в части оперативного и действенного реагирования на обращения граждан.

Обращения, поступавшие в истекшем году, говорят о том, что проблема по-прежнему остается актуальной. Люди вновь и вновь сообщают о том, что невозможно дозвониться до участкового уполномоченного полиции, о том, что последние выдают необъективные рапорты-характеристики, не проводят профилактическую работу с лицами, злостно нарушающими общественный порядок.

Конечно, на то есть и объективные причины. По состоянию на 1 декабря 2022 года при штатной численности 391 человек некомплект в подразделениях участковых уполномоченных полиции УМВД России по АО составляет 84 единицы (21,5%). Особенно остро ситуация складывается в отделах полиции по Енотаевскому району (некомплект – 50%), Ахтубинскому району (44%), Красноярскому району (39%).

По информации УМВД России по АО, основной причиной оттока кадров является неудовлетворенность текущим денежным довольствием. Так, например, средняя заработная плата капитана полиции, замещающего должность участкового уполномоченного, с общей выслугой до 10 лет и с вычетом подоходного налога составляет 38 407 рублей. Указанное обстоятельство заставляет многих молодых сотрудников увольняться и уезжать в целях трудоустройства в крупные города (Москва, Санкт-Петербург).

***

Жалобы на бездействие отдельных сотрудников полиции при рассмотрении материалов уголовных дел и дел об административных правонарушениях поступают практически ежегодно. Не стал исключением и прошедший год. Как правило, речь идёт о претензиях, которые предъявляют потерпевшие. В частности, они утверждают, что ходатайства о проведении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий по поиску подозреваемого часто игнорируются.

Так, гр-н М., который стал жертвой очевидного мошенничества, в течение пяти лет не может добиться, чтобы следователи вызвали и допросили предполагаемого преступника. Сотрудники полиции утверждают, что… не могут установить его место жительства. Между тем сам подозреваемый с определённой периодичностью предъявляет исковые требования к гр-ну М. о взыскании с него денежных сумм. Естественно, что в иске он указывает свои данные. Таким образом, найти его не представляет никакой проблемы.

В другом случае сестры Б. жаловались на длительное невозбуждение уголовного дела по факту гибели в ДТП их отца. В своей жалобе Уполномоченному они указывали, что не были приняты во внимание показания опрошенных очевидцев для задержания виновного, который скрылся с места ДТП. Более месяца по уголовному делу не назначалась экспертиза, родственники погибшего не признавались потерпевшими. В этой связи они отмечали: «Не исключено, что полицейские неоднократно уже принимают решения об отказе в возбуждении уголовного дела, что явно указывает на укрывательство ими преступления». В конечном счёте после вмешательства Уполномоченного прокуратура отменила постановление полиции об отказе в возбуждении уголовного дела – началось следствие.

На контроле Уполномоченного остается также жалоба гр-на Н. в интересах десятилетнего сына.

Летом 2021 года мальчику были причинены телесные повреждения, в связи с чем возбуждены два дела по ст.6.1.1 КоАП РФ («Побои»). Вместе с тем по состоянию на декабрь 2022 года административное расследование не окончено, дела в суд не направлены.

Начальник отдела полиции №2 Астрахани обосновывал это тем, что правонарушители находятся за пределами Астраханской области. Руководствуясь ст.26.9 КоАП РФ, предусматривающей направление поручения о совершении отдельных действий должностному лицу иного территориального органа, Уполномоченный обратился к районному прокурору с ходатайством принять необходимые меры в защиту прав ребенка, и эта просьба была удовлетворена.

Продолжение темы: Астраханский омбудсмен – об общественных защитниках прав потребителей