Как проходили траурные церемонии в Астрахани времен СССР

Переход из земного существования в вечность сопровождается похоронами: во все времена были делом мрачным, но неизбежным, сопровождаемым ритуалами, ряд которых ушёл в прошлое. Как провожали астраханцев в последний путь их родные и близкие в советскую эпоху, вспоминал AST-NEWS.ru.

Во второй половине XX века центральным кладбищем считался погост в конце улицы Софьи Перовской, который с появлением кладбища на улице Рождественского, стал именоваться Старым. Так называемое Новое кладбище стало действовать с начала 80-х годов рядом с центральным мусульманским кладбищем.

В районе инфекционной больницы располагались еврейское и армянское кладбища: астраханская синагога в меру сил поддерживает на первом порядок, а вот последнее не сохранилось – на его месте появились... дачные участки. Был ещё большой погост на Трусовской стороне; небольшие участки для захоронений были во многих астраханских сёлах и предместьях.

В те времена сервис похоронных услуг не был развит так широко, как сейчас. Поэтому все самые манипуляции с телом становились заботой родственников и соседей – от обмывания до обряжания в погребальные одежды. Процедура вскрытия проводилась не всегда, поэтому члены семьи умершего были озабочены поисками льда, который доставали на местных предприятиях с большими промышленными холодильниками. Спрос на лёд в таких случаях был высок в местном летнем пекле. Принадлежности для похорон покупались в основном прямо на кладбищах, ведь специализированные конторы вне мест погребения были редкостью.

Обязательным ритуалом было приглашение на похороны фотографа, чтобы запечатлеть прощание с любимым человеком. Кто-то снимал церемонию на любительские камеры. Фотографии потом печатали в большом количестве и раздавали родным и знакомым. До сих пор в старых семейных альбомах хранятся подобные фотосвидетельства, кажущиеся в наши дни странным анахронизмом.

Забытой традицией стали и похоронные оркестры, без которых обходилось редкое прощание. Такие коллективы раньше имелись практически при каждом более-менее крупном предприятии, где работала художественная самодеятельность. В похоронных оркестрах работали и профессиональные музыканты. Это считалось неплохим приработком, порой превышающим зарплату. Говорят, что в перестроечные времена жители улицы Софьи Перовской написали коллективное письмо в обком партии на имя тогдашнего областного главы Леонида Бородина с требованием запретить во время похоронных шествий использовать оркестры, ведь ежедневное многократное прослушивание душераздирающего марша Шопена было невыносимо. В итоге оркестрам разрешили играть только на церемонии погребения.

Прощания с покойником редко велись в домах скорби, которых тогда и не было. С ними долго прощались у подъезда. С особо почётными гражданами прощались на месте работы. В особенности это касалось партийных и творческих работников. Если покойник имел статус, то организация похорон и поминальные обеды ложились на профкомы. Прощание с рядовыми астраханцами проходило за счёт их родни, которой всегда помогали соседи и друзья. Поминки устраивали часто в тесных квартирах, там же проходили и традиционные помины на девятый и сороковой дни. Отпевание в церквях были редкостью. Некоторые граждане заказывали очное отпевание, порой тайное, чтобы не вызвать гнева у безбожников, чей атеизм в прошлые времена являлось частью официальной идеологии.

Во времена сухого закона 1985-1991 годов близкие покойника должны были получить специальную справку, дающую им право на покупку спиртного для поминальных обедов. В городе существовали точки общепита, специализирующиеся исключительно на таких мероприятиях. Наиболее характерными местами были столовая у телецентра по улице Ляхова и кафе «Театральное» напротив Морского садика, а также столовые при многочисленных тогда предприятиях. Зачастую поминальные обеды там не отличались качеством и многообразием, почему астраханцы предпочитали поминать близкого в домашней обстановке.

Шикарные памятники из мрамора в советские времена ставили редко: до 80-х годов такие монументы были единичными. На могилах пожилых и в деревнях часто ставили кресты, что не считалось чем-то вопиющим даже в богоборческие времена. Но большинство последних приютов советских людей были отмечены полыми металлическими памятниками, покрашенными серебряной краской. Фешенебельным гробом в те времена считался оббитый красным плюшем. Рядовые гробы обтягивали ситцем или кумачом, которые при погружении в могилу забивали гвоздями, что считалось самым невыносимым моментом похорон...

Как правильно проводить обряд похорон, описывалось в специальных методических изданиях, одно из которых в 1968 году было выпущено в Астраханской области:

photo_2022-11-08_22-38-22.jpg

photo_2022-11-08_22-38-25.jpg

photo_2022-11-08_22-38-35.jpg

photo_2022-11-08_22-38-31.jpg

photo_2022-11-08_22-38-18.jpg

Какой бы грустной и депрессионной не была данная тема, она является неизменной частью человеческого бытия во все времена. Все сопровождающие похороны ритуалы и печальные хлопоты не отменяет главного – веры в жизнь вечную, а иначе, зачем это всё? Читайте также наш материал, о том, как советские школьники проводили осенние каникулы. В следующий раз тема будет жизнеутверждающей – поговорим, как в СССР астраханцы вступали в брак.