В преддверии новогодних праздников наш город посетил театральный художник Андрей Климов, которого с Астраханью связывают особые отношения. В 90-х Андрей Климов работал главным художником Астраханского драматического театра, после переезда в столицу оформлял в АДТ несколько спектаклей. Художник сохранил с коллективом театра тёплые дружеские отношения и пронёс через годы искреннюю любовь к Астрахани. В Астраханской картинной галерее два раза проходили персональные выставки Андрея Климова, в фондах хранятся подаренные Андреем Эдуардовичем работы.
– Андрей Эдуардович! Мы не виделись с прошлого года, когда вы приезжали на фестиваль «Театральная дельта». Что привело вас в Астрахань сейчас?
– Я делаю костюмы к спектаклю «Снежная королева», который ставит в драмтеатре Алексей Матвеев. Помню времена, когда он был молодым артистом, а я – начинающим театральным художником. Теперь уже в статусе режиссёра Алексей предложил мне поработать над сказкой, которую я очень люблю. Мы давно планировали поработать вместе, но было трудно скоординировать графики. В мае Алексей позвонил, рассказав о своей задумке. Я нарисовал эскизы, а с июля, не спеша, подробно и кропотливо стали создавать эту красивую сказку.
– В чём особенность новогодних постановок?
– Сказки делаю не часто, но очень люблю работать в этом жанре. Будучи совсем молодым художником, оформлял большое количество сказок, пытаясь сделать их красивыми. Но этот процесс был связан с маленьким бюджетом. Здесь мы договорились с дирекцией театра, что бюджет «Снежной королевы» будет адекватен тому, что мы придумали. Так, обувь для спектакля заказывается в Волгограде, головные уборы изготавливаются в специальных мастерских. Увидев эти изделия, я пришёл в восторг. Очень приятно говорить людям заслуженные комплименты – я увидел шляпки, полностью соответствующие столичным стандартам, но сделанные в Астрахани.
Как говорили классики: «Для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше» – так же и с театральными произведениями. До сих пор помню свои детские переживания, когда я с мамой или с бабушкой смотрел волшебные сказки в театре. Дети отмечают и запоминают все детали, а потом рисуют их. Радостно видеть детские рисунки, на которых впечатлённые зрители пытаются воспроизвести твой эскиз.
– В каком ключе вы создали образы к «Снежной королеве»?
– Не хотел, чтобы зрители, увидев мои костюмы, гадали, что это за персонаж. Однажды, работая над спектаклем о Буратино, режиссёр сказал мне, что не хотел видеть героя с длинным носом. Мы долго экспериментировали, но в итоге деревянный мальчик остался в привычном образе. Создавая костюмы к «Снежной королеве», прежде всего, старался сделать их красивыми, ведь это сказка. Долго изучал датские и лапландские костюмы, мне хотелось внести традиционность в обличие героев. Что касается костюмов персонажей инфернального мира – Снежной королевы и троллей, то там дал волю фантазии.
Старался не копировать то, что уже было нарисовано или снято по этому сюжету, а искал свой иллюстративный материал, не пытаясь идти поперёк произведения. Конечно, в спектакле будут своеобразные находки и открытия, но не радикальные.
– Детская сказка будет интересна взрослым?
– Думаю, да. Тем более, это новый перевод «Снежной королевы», который сделала Полина Матвеева. Он получился максимально аутентичным. Не нужно забывать, что Андерсен был религиозным человеком, что отразилось в его творчестве. В редакции сказки времён СССР встречались купюры отдельных отрывков, а текст был адаптирован для советских школьников. Поэтому сейчас мы пытаемся вернуться к первооснове. Интересно, как будут реагировать современные дети и взрослые, читавшие сказку в старом переводе.
– Как изменилась Астрахань за последние годы?
– Да, определённые изменения к лучшему есть. Астрахань – невероятно красивый город, нуждающийся в серьёзной реставрации, которая могла бы её оградить от потери аутентичности. Необходимо сохранять кварталы, на первый взгляд, незначительной архитектуры, потому что они дают аромат города. Нынешнее состояние многих памятников астраханской архитектуры – моя личная боль. Астрахань можно превратить в жемчужину Волги, как это отчасти сделали с Нижним Новгородом. Понятно, что всё, что связано с реставрацией – дорого и хлопотно, но это нужно делать, если мы хотим хоть что-то оставить детям…
Успел пройтись по Набережной 1-го Мая, здороваясь с каждым домом: здесь я когда-то жил целых два года. Это всё дорогие моему сердцу места. Много где бывал и мне есть с чем сравнивать. Астрахань – невероятно красивый город, в увядании которого тоже есть особое очарование.
– Изменился ли драмтеатр?
– За время своего короткого визита встретился со многими людьми, с которыми работал раньше и нам было что вспомнить. Астраханский драмтеатр был моим вторым театром, куда я совсем молодым человеком приехал в 1990-х годах после Красноярска. Многие актёры остаются близкими мне людьми.
Мне кажется, что сейчас астраханская драма переживает период поиска, интерес к авангардному театру, что, несомненно, интересно. Художественный руководитель Александр Огарёв – известный человек в театральном мире, хочется пожелать ему удачи, а театру – разнообразных и ярких спектаклей для широкого зрительского круга.
– Планируете ли в дальнейшем сотрудничать с Астраханским драматическим театром?
– Всегда открыт для предложений! Хочется выпускать полномасштабные красивые спектакли. Можно создавать и фантазийные костюмы, но для этого необходимо придумать интересный материал, договориться об эстетике. Можно сделать костюмы, приближенные к историческим. В основном, в театре всё стилизуется, но не всегда. Например, сейчас один московский авангардный режиссёр предложил мне оформить спектакль в совершенно традиционной манере, как на портретах второй половины 19 века. Всё зависит от режиссёрской задачи.
Я очень люблю Астрахань, где у меня много друзей, коллег. Мало какой из городов вспоминаю с такой теплотой. Хотелось, чтобы астраханский театр стал ярким пятном на театральной карте России, чего он заслуживает. Хорошо, чтобы он получал гранты. Во многих городах мои спектакли реализовались благодаря грантовой поддержке. Например, в Брянске мы сделали исторический спектакль, который стал побеждать на фестивалях, ведь по уровню пошива костюмов, качеству реквизита и тканей он ничем не отличался от столичного уровня, что крайне важно для широкого проката.
Хочу отдельно поблагодарить Лилию Аркадьевну Гурко за личное приглашение для совместной работы. Рад, что у театра такой современный, стильный, молодой директор. Лилия Аркадьевна амбициозный человек, которому интересно, что происходит в театральном мире. Если между людьми есть хорошие личные контакты, то можно обсуждать любое интересное сотрудничество. Речь идёт не только о высоких гонорарах, хотя этот аспект немаловажен. Но часто главенствующую роль играет возможность прикоснуться к чему-то масштабному, интересному и важному, что вдохновляет войти в такую историю. У Астраханской драмы есть для этого резервы. Мне нравится, как тут функционируют цеха, в которых работают великолепные люди. А пока приглашаю астраханских зрителей на зрелищную сказку с большим количеством действующих лиц. По-моему, нам удастся представить им настоящий блокбастер.