В эпоху расцвета советской киноиндустрии в перечне отечественных «фабрик грёз» так и не появилась Астраханская киностудия. Хотя со столь внушительным количеством солнечных дней в году и уникальной натурой здесь можно было создать мощную кинематографическую базу. Возможно, ещё одну южную киностудию не открывали потому, что во времена СССР успешно производили картины в Одессе, Ялте, не говоря уж о всех кавказских и среднеазиатских республиках. Тем не менее, Астрахань последнего столетия на широкий экран попадала. В каких лентах зафиксирована наша малая родина, вспомнил AST-NEWS.ru.
Самыми заметными «астраханскими» кинокартинами стали, конечно, гайдаевская комедия «Не может быть» 1975 года и криминальная драма «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа, снятая на рубеже 70-80-х.
Значимости и успеха этих шедевров, снятых выдающимися режиссёрами, не смог повторить ни один фильм, снятый в Астрахани впоследствии. Оба фильма повествуют практически об одной эпохе – конце 1920-х и 1930-х, только время в них показано под разным углом зрения. Красочный гротеск Гайдая и почти документальный нуар Германа создали великолепный контраст восприятия Астрахани, многогранная фактура которой позволяет делать с ней всё что угодно, разумеется, в том случае, когда этим занимаются мастера экстра-класса.
Попробуйте посмотреть оба фильма за один присест в хронологическом порядке. Как упасть на снег после парилки – сильное впечатление! А ещё это прекрасный шанс отправиться в путешествие по времени, где осталась Астрахань, коей уже нет в реальности, но немало попавших на плёнку пейзажей, можно встретить и сегодня.
Примечательно, что сын автора фильма «Мой друг Иван Лапшин» Алексей Герман-младший в нулевых годах текущего века снимал картину «Бумажный солдат», отмеченный высокими наградами на Венецианском кинофестивале, на севере Астраханской области.
…Советские кинематографисты приметили Астрахань ещё в 20-х годах. Так, режиссёры и сценаристы Ольга Преображенская и Иван Правов выбрали для своего фильма «Тайна Ани Гай» (или «Аня») астраханские просторы. Увы, из всех частей немой картины уцелела только последняя часть.
В 1938 году в прокат вышел «Год 19-й» режиссёра Ильи Трауберга, работающего в своё время в команде Сергея Эйзенштейна. Именно Трауберг стоял у истоков DEFA, ведущей кинокомпании ГДР, а во время Великой Отечественной войны служил в военно-воздушных войсках. Снятый им в Астрахани «Год 19-й» с участием актёров тогда уже сформированного в Астрахани ТЮЗа повествует о событиях времён Гражданской войны, в частности, об обороне от белогвардейцев. Посмотрев этот исторический боевик, можно увидеть, как выглядела довоенная Астрахань с высоты птичьего полёта: часть сцен снимали с самолёта.
Кто знает, может, талантливый советский режиссёр Трауберг ещё бы вернулся в Астрахань для съёмок уже послевоенной Астрахани. Но его жизнь трагическим образом оборвалась в 43. Он умер от инфаркта после вечеринки в доме руководителя берлинской киностудии в 1948 году…
В Астрахани проходили съёмки фильма ещё одного режиссёра с трагической судьбой – Александра Серого, автора культовых «Джентльменов удачи». В 1976-м он снял здесь комедию «Ты – мне, я – тебе» с Леонидом Куравлёвым в двух главных ролях.
Актёр воплотил на экране сразу два образа: столичного банщика и его брата-близнеца, провинциального сотрудника рыбоохраны. Фильм на актуальную астраханскую тему не смог повторить прокатного успеха, ни киношедевра самого Серого 1971 года о жуликах, помогающих директору детского сада искать золотой шлем, ни гайдаевского триптиха, снятого в Астрахани по произведениям Зощенко. Страдающий долгое время от лейкемии Александр Серый свёл счёты с жизнью спустя 10 лет после выхода на экран своей астраханской картины. А меж тем «Ты — мне, я — тебе» фильм во многом пророческий, который стоит обязательно пересмотреть.Астраханские рыбные промыслы также отражены в малоизвестном художественном фильме «Вольница», снятым в наших краях в 1955 году по повести советского писателя Фёдора Гладкова режиссёром Григорием Рошалем, автором знаменитой кинотрилогии «Хождение по мукам».
В череде режиссёров, чья жизнь прервалась в расцвете лет, нельзя ни вспомнить гениального Василия Шукшина, собиравшегося снимать в Астрахани фильм о восстании Степана Разина под рабочим названием «Я пришёл дать вам волю», посвящённый Степану Разину. Съёмки масштабного кинополотна изначально планировалось начаться осенью 1974 года. Но этим планам не дано было осуществиться, так как в 2 октября того же года во время съёмок в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» Василий Макарович скоропостижно скончался на 46-м году жизни. До сих пор поклонники несравненного таланта нашего великого соотечественника гадают, естественным ли образом он ушёл из жизни…Шукшин проделал большую работу, предшествующую съёмкам неосуществлённой работы, которую он считал главной в своей жизни. Он приезжал в Астрахань в 1970 году с практически готовым сценарием, где встретился для консультации с писателем и краеведом Александром Марковым. Они вместе осмотрели территорию Астраханского кремля, который должен был стать живой декорацией к будущей картине, идея которой зрела у Шукшина долгое время.
Василий Макарович ездил по Астраханской области, встречался со многими астраханцами, выступал на местном телевидении, искал натуру, даже присматривался к массовке. И пусть картине не давали «добро», но Шукшин уже нащупывал способ повлиять на решение худсовета. Кто знает, может, именно это и стало причиной загадочной смерти гения на борту теплохода «Дунай» под Волгоградом.
Ещё один нереализованный астраханский кинопроект – блокбастер с рабочим названием «Выкрест» Александра Абдулова, литературной основой для которого послужил роман Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Съёмочная группа Абдулова выезжала в район камызякского села Каралат, но картина в прокат не вышла: здоровье Абдулова резко ухудшилось, финансирование забуксовало… О продолжении съёмок нельзя было и говорить: в разгар работы режиссёр узнал о неизлечимой болезни, которая стала причиной его смерти в начале января 2008 года.
А вот и другая астраханская «незавершёнка» – «Казачий сказ» режиссёра Ирины Грегор, который снимался здесь в 2012 по книге нашего земляка Андрея Белянина. Из-за проблем с финансированием проект законсервирован.
Особого внимания заслуживает кинокартина «Родина электричества» 1967 года, входящая киноальманах в «Начало неведомого века», над которым работали разные режиссёры.
По одноимённому рассказу Андрея Платонова её снимала Лариса Шепитько, ещё один мастер с трагической судьбой. Съёмки проходили в енотаевской деревне Сероглазка, жителей которой задействовали в массовке. Кстати, спустя 40 лет то же самое село послужило натурой для съёмок драмы «Новая Каледония» дебютантки Юлии Колесниковой.Музыку к «Родине электричества» написал выдающийся композитор ХХ века Альфред Шнитке. Ленту по решению приёмной комиссии Госкино не допустили до проката и приказали уничтожить. Чудом уцелела рабочая копия, по которой уже в перестроечные времена картину удалось восстановить. А Шепитько погибла в автокатастрофе в июле 1979-го. Сейчас эта почти забытая киноновелла, которую не смогли вычеркнуть из реальности, смотрится пронзительной притчей.
…Родом из Астрахани и так называемые проходные фильмы, пересматривать которые будет не каждый. Таким стал кинофельетон «Понедельник – день тяжёлый» режиссёра Ивана Лукинского, снятый на астраханской натуре в 1963 году.
В Астрахани же снят биографический фильм Лукинского о Михаиле Фрунзе «Товарищ Арсений», вышедший в прокат в 1964 году.К неблокбастерам можно причислить историко-революционный фильм режиссёров Степана Кеворкова и Эразма Карамяна «Взрыв после полуночи», который советские зрители увидели в 1969 году.Сюжет разворачивается вокруг нефтяного конфликта 1920-х, с непосредственным участием товарища Кирова и председателя астраханской ЧК Атарбекова. Снимается в нём Фрунзик Мкртчян, который через восемь лет станет известен всему Советскому Союзу по «Мимино» Георгия Данелия.Лента того же периода «Звезды не гаснут» режиссёра Аждара Ибрагимова повествует о жизни первого Председателя Совнаркома Азербайджана Наримана Нариманова, роль которого исполнил народный артист СССР Владимир Самойлов.
Примечательно, что несколько кадров в этом фильме – из района Безродной слободы, где также проходили съёмки первой новеллы гайдаевского «Не может быть!». В тех местах ещё можно встретить островки булыжных мостовых. Увы, пока в других регионах исторические слои бережно сохраняются, в Астрахани их закатывают в асфальт. Вот так, незаметно, множество аутентичных деталей старого города можно будет увидеть только в кино…
В Астрахани также проходили съёмки советских фильмов «Найди меня, Лёня!» 1971 года в постановке Николая Лебедева, и «Старшина» 1979 года режиссёра Николая Кошелева.
В перестроечные времена кинопроизводство в стране не велось в прежнем объёме, но киногруппы продолжали приезжать в Астрахань. Их фильмов того периода можно отметить несколько работ, снятые у нас.
Так, в 1989 году в прокат вышел фильм «Камышовый рай» Елены Цыплаковой, за который она получила главный приз Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне. Киноистория о страшных буднях в нелегальном трудовом лагере входит в категорию тяжёлых для восприятия фильмов. Не менее тяжёлыми были сами съёмки, проходящие во время беспощадной астраханской жары.
Лента «Бес в ребро» Бориса Григорьева 1990-го, мало кто видел. Хотя в этом детективе времён «кооперативного» кино снимались такие известные актёры, как Василий Лановой, Евгения Симонова и Михаил Жигалов.
Кинокартина «Призрак» 1991 года режиссёра Никиты Орлова некоторым образом косплеит фильм «Ты мне – я – тебе!», но только не в комедийном ключе, а в качестве боевика.
Режиссёр Александр Хван в начале 90-х снимал в наших краях весьма депрессионный фильм о переломе эпох под странным названием «Дюба-дюба». Самым примечательным его моментом стал тот факт, что главную роль в нём исполнил ещё молодой, но уже очень популярный актёр Олег Меньшиков. Часть сцен фильма проходили на астраханском железнодорожном вокзале, где в массовке снимались наши земляки. В их задачу входило ходить туда-сюда по перрону и спускаться по лестнице с чемоданами, пока герой Олега Меньшикова без перерыва курил, глядя в пустоту. Сценарий к фильму написали подающие надежды выпускники ВГИКа Пётра Луцик и Алексей Саморядов. Последний разбился в 1994 году, упав с 10 этажа гостиницы «Ялта» в Крыму, когда пытался перелезть через балкон в соседний номер. Этот неоднозначный фильм можно посмотреть, чтобы зафиксировать некоторые изменения в астраханской действительности, произошедшие за 30 лет.
Из фильмов нового века, снятых в Астраханской области можно отметить всего два. Первый – «Орда» Андрея Прошкина, вышедший в свет в 2012 году. Крепкий сценарий Юрия Арабова, фантастическая музыка Алексея Айги, великолепные актёрские работы Максима Суханова, Андрея Панина, Розы Хайрулиной позволили создать особенную атмосферу далёкого времени. А уж о том, что съёмочная площадка «Орды» – эрзац Сарай Бату, стала новой достопримечательностью региона, уж и говорить нечего.
Вторым заметным кинособытием в Астрахани стала работа над фильмом «День выборов – 2». Съёмки сатирической комедии проходили в Астрахани в мае 2015. Астраханцы с удовольствием принимали участие в увлекательном процессе, на экране в эпизодических ролях также появились актёры местных театров Георгий Бутусов, Татьяна Терёшина, Сергей Кичигин, Андрей Гончаров.
Теперь в Астрахани снимают в основном сериалы. Так, в прошлом году центр города частично видоизменился благодаря тому, что у нас снимались сцены фантастического 10-серийного проекта по рассказам Кира Булычева «Очевидное-невероятное». Режиссёром выступил Александр Войтинский. Премьера назначена на нынешний год на интернет-платформе. А до этого у нас работали съёмочные группы сериалов «Лада Голд» и «Мастер», которые уже вышли в прокат.
Последний киновизит случился в наш город весной этого года. На астраханских улицах команда во главе с режиссёром Юлией Трофимовой снимала сцены для комедийного сериала с рабочим названием «Хулия».
Что же, будем ждать новых визитов кинематографистов в Астрахань. А пока спешим пересмотреть всё то, что здесь уже сняли. Прямо по списку.
Ранее AST-NEWS.ru рассказывал об астраханских моментах творчества Леонида Гайдая.