Ast-News.Ru со ссылкой на PolitRUS ранее уже знакомил читателей с мнением экспертов Института эффективного управления «Система» (Ростов-на-Дону) о возможных серьезных изменениях на Нижней Волге. Эксперты единодушны — в Нижнем Поволжье грядут значительные перемены. Они вызревают исподволь, постепенно, но уже нельзя сказать, что незаметно. Недавний визит Президента России Дмитрия МЕДВЕДЕВА в Астрахань, а также некоторые сопутствующие события, показали, каким образом будет происходить модернизация Нижневолжского анклава, включающего в себя Астраханскую, Волгоградскую области и Республику Калмыкия. Речь идет о предположительном слиянии Волгоградской и Астраханской областей в единый Нижневолжский край. Члены Клуба экспертов Волгограда высказали свою точку зрения по данной ситуации.

Волгоград может вернуться к статусу «уездного города Астраханской губернии»

Геннадий СЛЫШКИН, член Клуба экспертов Волгограда, доктор филологических наук, профессор: «Концепция создания Нижневолжского края вполне вписывается в давно муссирующуюся идею о необходимости укрупнения российских регионов. «Жертвами» этой идеи до сих становились лишь представители самого мелкого типа субъектов РФ — автономные округа (за время так называемого «парада объединений» 2003-2007 гг. их количество в составе РФ сократилось с десяти до четырех).

Возможно, федеральный центр считает, что пришло время распространить данную практику на субъекты более высокого порядка. На эту мысль наводит тот факт, что сторонники слияния, несколько утратившие свои позиции на медийном поле в период 2008-2009 гг., в начале 2010 г. получили мощное подкрепление в лице спикера ГосДумы Бориса ГРЫЗЛОВА, который предложил возобновить процесс укрупнения, объединив дотационные регионы с самодостаточными.

Какова же вероятность того, что именно Волгоградская и Астраханская области станут экспериментальной площадкой для осуществления второй волны объединений? На мой взгляд, есть три основных аргумента в пользу подобного выбора:

1. Астрахань и Волгоград не принадлежат к числу национальных регионов, т.е. инициатива по объединению не столкнется с фактором национального сепаратизма.

2. Хотя налицо заметный (и, увы, все более усугубляющийся) разрыв в темпах экономического развития рассматриваемых регионов, нельзя сказать, что мы имеем дело с парой «самодостаточность vs дотационность». Волгоградская область, даже если признать ее находящейся на пути к стагнации, дотационным регионом все же не является. Поэтому нет опасений, что объединение столкнется с активными протестами со стороны потенциального «региона-донора», не желающего принимать на содержание иждивенца.

3. Для осуществления слияния субъектов Федерации необходимо волеизъявление большинства их жителей, выражаемое путем референдума. И здесь большое значение будет иметь позиция, которую займет политическая элита «поглощаемого» региона. (Думаю, нет нужды доказывать, что в описываемом проекте роль «второй скрипки» будет отведена Волгограду. Аргументы, приведенные экспертами Института эффективного управления «Система», выглядят вполне убедительно.) Приходится констатировать, что при современном положении вещей в области представители волгоградской элиты вряд ли встанут на защиту региональной самостоятельности. Активно вытесняемые из всех сфер общественной жизни «командой приезжих», они предпочтут надеяться на то, что в новой системе мегасубъекта им удастся занять более достойное место.

С другой стороны, и у новой команды нет пока ни достаточного авторитета, чтобы консолидировать население области под знаменем региональной идентичности, ни лоббистских рычагов для замораживания процесса объединения на уровне федерального центра. Нескончаемая череда скандалов и «разборок» в политической жизни Волгоградской области также будет способствовать тому, что жители региона восторженно отреагируют на такие доводы в пользу объединения, как укрепление вертикали власти и сокращение числа чиновников.

Таким образом, как это ни горько признавать, в случае, если в ближайшее время не произойдет кардинальных изменений в экономической и социально-политической жизни региона, Волгоград может вновь вернуться к статусу «уездного города Астраханской губернии» и, в лучшем случае, сохранить за собой репутацию города-музея, ассоциирующегося с героическим прошлым, но не со светлым будущим».

О национальном патриотическом центре можно будет забыть

Сергей ВОВЧЕНКО, член Клуба экспертов Волгограда, кандидат философских наук: «В это пока трудно поверить, но аргументы в пользу фактически поглощения Волгоградской областью Астраханской и алгоритм подобного действия придумать вполне реально. Особенно, если появится некий заинтересованный в этом субъект, способный влиять на решения Кремля.

Ни дай Бог, конечно. Ибо это будет чудовищный экзистенциальный удар по волгоградско-сталинградской идентичности, по людям, справедливо считающих себя патриотами земли волгоградской. Представьте, что может чувствовать волгоградец, если его родной город с мировой славой победителя нацизма, превратят, по сути, в районный центр? И, конечно, о национальном патриотическом центре можно будет забыть. Надеюсь, властям хватит здравого смысла не допустить такого сценария, а волгоградцам воли переломить действительно тревожные тенденции в развитии региона».

Идея объединения областей вряд ли актуальна для федерального центра

Павел СМОЛЯНСКИЙ член Клуба экспертов Волгограда, кандидат политических наук: «В основе укрупнения ряда российских регионов, произошедшего в 2003 — 2008 годах, лежало стремление федерального центра решить ряд задач.

Во-первых, это необходимость избавиться от регионов-«матрешек», субъектов Федерации, в состав которых входили автономные округа.

Во-вторых, желание использовать ресурсы развитых территорий-доноров для преодоления отставания экономически более слабых соседей.

В-третьих, стремление повысить управляемость регионами, особенно в тех случаях, когда власти присоединяемых территорий демонстрировали неспособность изменить в позитивном ключе социально-экономическую ситуацию и контролировать ситуацию политическую.

Свою роль сыграла и позиция части региональных элит объединяемых территорий, увидевших в процессе слияния субъектов возможность получения доступа к дополнительным финансовым и административным ресурсам.

Отчасти эти задачи были решены, в значительно большей степени издержки объединительных процессов превысили полученные преференции. Не случайно после образования в 2008 году Забайкальского края процесс объединения регионов был приостановлен. Как отметили в своем докладе, подготовленном в марте 2010 года, эксперты Института Современного Развития (главой попечительского совета которого является Президент РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ), «нынешняя кампания слияний субъектов РФ практически выдохлась».

Значит ли это, что мы гарантированы от повторения подобного эксперимента применительно к нашей области? На фоне обсуждающегося в экспертном сообществе возможного объединения Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Республики Алтай и Алтайского края, Хакассии и Красноярского края, Адыгеи и Краснодарского края шансы Астрахани стать центром объединительного процесса в Нижнем Поволжье невысоки. И, с этой точки зрения, предложенное экспертами Института эффективного управления «Система» видение перспектив создания Нижневолжского края выглядит несколько преждевременным.

В тоже время постепенная утрата Волгоградской областью своих экономических позиций не может не вызывать тревоги. Вот лишь несколько цифр, опубликованных на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики: индекс промышленного производства за январь-сентябрь 2010 года в % от к соответствующему периоду 2009 года составил в Астраханской области 117,8%, в Волгоградской области — 106,1%. Строительство жилых домов в январе-сентябре 2010 года в Астраханской области составило 100,6% от аналогичных показателей 2009 года, в Волгоградской области — 78,4%. Среднемесячная зарплата за сентябрь: Астраханская область — 16037,5 рубля, Волгоградская область — 14948,2 рубля.

Подобные экономические тенденции, наряду с высоким уровнем протестной активности в нашем регионе, о котором в августе на Совете Безопасности говорил губернатор Анатолий БРОВКО, вполне способны сделать идею объединения Астраханской и Волгоградской областей актуальной для федерального центра».

Станислав АНИЩЕНКО,

Politrus.ru