В постреволюционные месяцы 1991 года у нас появилось много иностранных заимствований: департамент, мэрия, пресс-секретарь.
Первым пресс-секретарем областной администрации стал Александр Андреев, ныне покойный. Молодой репортёр местной телерадиокомпании, полноватый, добродушный, слегка картавивший говорун – чернобылец как-то пожаловался: «Мешки не таскал, а к вечеру ни рук, ни ног не чувствуешь. Ни выходных, ни проходных…».
Работы пресс-секретарю областной администрации на заре строительства капитализма с человеческим лицом действительно хватало. Все было новым и непонятным. И задача модератору обладминистрации была поставлена прямо и незамысловато, чувствовалась все еще твердая рука вчерашнего партработника. Пресс-секретарю вменялось (цитирую) усилить разъяснительную и пропагандистскую работу среди населения Астраханской области о деятельности главы администрации…
А население нашего края тогда составляло чуть больше миллиона человек. Работали вдохновенно, не покладая рук, с энтузиазмом разрушая опостылевшее старое и думая о хорошем, в том числе и пресс-секретарь областной администрации.
Что построили за двадцать с лишним лет, описывать не стану. Кто когда-то о чем-то задумывался и хоть что-то понимает в этой жизни – всё видит. Что наваяли, в том и живем.
Недавно наткнулся на телефонный справочник 2001 года и был неприятно удивлен. Не то чтобы сильно, особенно чему-то сегодня удивляться не приходится, но все-таки, оказалось, служба того первого модератора администрации раздулась, как мужик в рекламе - до неприличия. В 2001 году пресс-служба (уже служба, с начальником и подчиненными, кабинетом, телефонами и т. д.) разъясняла и пропагандировала работу администрации среди населения области составом из семи (!) человек. При том, само население за это время выросло всего на ноль с чем-то процента, а вот пресс-служба – на целых семьсот.
Кое-кто из недостаточно сознательных астраханцев может не на шутку рассердиться, дескать, плодят бездельников за бюджетный счет! И будет не прав. Без дела «говорилки», конечно же, не сидят: пресс-релизы, доклады, пиар-цитаты, конференции, планы- графики и т.д. Работы много, но что за такие грандиозные перемены произошли за эти годы в деятельности власти, что потребовалось уже столько пресс-секретарей?
Возможно, заметив слишком непропорциональный рост числа тех, кто работает и тех, кто об этом рассказывает, в администрации области решили устранить явный перекос. В 2010 году вышло постановление руководителя области «Об оптимизации структуры администрации…». Своевременное и правильное решение.
И вот уже прежняя добрая служба стала управлением пресс-службы и информации, со штатом … из девяти человек. Появились и пресс-помощники при правительстве Астраханской области, и почти во всех министерствах, и в некоторых ведомствах. И пошло поехало… Так может дойти до требования особо активных льготников - предоставлять им бесплатных, но опытных пресс-секретарей для квалифицированного отпора скандальным соседям.
И опять найдутся недостаточно патриотичные астраханцы и станут упрекать теперь уже законодательную власть, позволяющую исполнительной так вот бесконтрольно раздувать штаты (и речь сейчас только о пресс-помощниках). Дума, конечно, не будет категоричной и не станет лишний раз беспокоить соседнюю ветвь власти, потребовав немедленно сократить её непомерно разбухшие штаты. Но хотя бы попросить администрацию: довести тогда рост количества жителей до темпа роста числа пресс-секретарей, дума может?
Вряд ли областные депутаты решатся на такой отважный поступок: у них на бюджете есть своя служба покруче: целое управление пресс-службы, аналитики и общественных связей. Причем, целых три руководителя на пять штатных единиц, начальник управления, заместитель начальника, начальник отдела и только двое подчиненных. Как же они управляются с таким объемом работы Думы? А еще штат помощников депутатов по несколько человек на каждую из 58 депутатских душ. Почти две роты умственного труда. Держись, дотационный бюджет!
И если учесть, что на первом этапе строительства рыночных отношений в рыбацком крае наши думцы вообще обходились без всяких штатных «говорилок» (депутату ли иметь рядом с собой какого-то там говорящего помощника), то рост числа специалистов по думскому пиару выглядит гораздо скромнее – рост по сравнению всего лишь на 500 процентов.
По правде говоря, пресс- секретарь руководителя - фигура довольно серьезная и ответственная. По интеллекту он должен быть как минимум на уровне своего шефа: министра, главного министра, большого начальника. Иначе может получиться такой пиар патрону, что его рейтинг опустится до самого плинтуса, а электорат отвернется навсегда.
Сколько же у нас, оказывается, молодых лидеров на сравнительно небольшую область! А вы говорите кадровый голод. Нет у нас никакого дефицита в толковых людях, а есть большая проблема с контролем астраханской общественности за работой своей власти. Той власти, которую общество согласилось взять себе на службу, да забыло о своей обязанности присматривать за некоторыми слугами народа, опрометчиво понадеявшись на помощь «четвертой власти».
Но что успеет за всех одна, пусть и зубастая газета? Вот и крутятся «фактовцы», без устали, глотая пыль по судам, когда остальные ублажают электорат достижениями чиновников и правильностью выбранного ими пути, нежно (и небескорыстно) прижавшись к власти.
А поскольку меня никак не отпускает эпистолярный зуд, я тоже решил податься в пресс-секретари. А что, работа не пыльная, денег, правда, маловато платят, но зато всегда на виду.
Не взяли, нет вакансии. Но я подожду, после выборов объем работы для пресс-секретарей может резко возрасти, в связи с очередным запланированным подъёмом благосостояния населения. А раз это народонаселение никаких перемен не замечает, придется настойчиво разъяснять, что совсем скоро все будет гораздо лучше и намного стабильнее.
Ник. Васильев,
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 15 (524), 19.04.2013 г.