О взятках в высших учебных заведениях Астраханской области “Факт и компромат” беседует с основателем и первым ректором АИСИ Адольфом САПОЖНИКОВЫМ.

Основатель и первый ректор Астраханского инженерно-строительного института Адольф Сапожников прислал в редакцию «Факта» по электронной почте свой ответ на статью в в нашем еженедельнике (№25 от 5 июля «С чего начинается коррупция»):

«За годы, прошедшие с момента моего УВОДА с должности ректора АИСИ, меня похвалили в г. "Волга" от 18 мая 2012 г. в статье "Будущие строители учатся по методике А.И. Сапожникова" и в Вашей последней статье о коррупции в вузах. В первой статье преувеличение, мою методику похоронили, начинаем возрождать ее в АГТУ, где я ее создал в 70-80-ые годы. В Вашей статье верно говорится, что я не брал взяток, но я и другим не давал брать их. Студенты и преподаватели (последние реже), зная это, и поэтому не опасаясь негативных последствий, о всех неприятных проявлениях докладывали мне, и взяточники из вуза улетучивались. Многих вернули, но они все же попались, если не в лапы руководства вуза, то в полицейские. Скажу Вам, по моему опыту, руководство действовало честно, бескомпромиссно, чего нельзя было сказать в ряде случаев о действии милиции. Сейчас, выходит, получается наоборот?! Хотя бы так! Благодарю Вас за теплую память обо мне. Но не всегда же говорить о грустном. Вот, и А.А. Жилкин к 20-тилетию АИСИ отметил меня добрым словом. Адольф Сапожников».

В 2006 году А.И. Сапожников получил Золотую медаль и грамоту с текстом «За вклад в Великую Победу». На фото наград Адольфа Иосифовича эта медаль во втором верхнему ряду - золотистого цвета со сплошной красной планкой сверху.

Мы решили продолжить весьма актуальную тему коррупции в высших учебных заведениях Астраханской области, задав несколько вопросов Адольфу Иосифовичу.

«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Пожалуйста, поделитесь шире своим мнением по поводу коррупции вообще и коррупции в Астраханских вузах, в частности.

САПОЖНИКОВ: Коррупция выражается в незаконном обогащении, возникающем среди лиц, занятых близкой деятельностью, связанной с решением судьбы людей и организаций. В Толковом словаре русского языка авторов С. Ожегова и Н. Шведова в качестве примеров коррупционеров называются государственные чиновники и властные структуры. Вместе с тем, в словаре упущены врачи и преподаватели, подпадающие под приведенное выше определение потенциальных носителей коррупции.

Естественным способом уничтожения коррупции является подбор честных и авторитетных руководителей, поскольку их появление снимает одну из причин коррупции – нарушает коррумпированную вертикаль, приводит к руководству всех уровней лиц, заведомо честных и авторитетных, которым пострадавшие от коррупционеров граждане сообщат о прямом или косвенном (когда необъективно тормозят дело в ожидании взятки) взяточничестве.

К сожалению, такой подбор невозможен при несложившемся человеческом (сейчас предпочитают говорить о гражданском) обществе, поскольку без поддержки народом становятся невозможны демократические выборы, и у власти возникает задача построения вертикали выборщиков, т.е. возникает априорная коррумпированность всего властного аппарата.

Во властной цепочке честные назначенцы играют важную психологическую роль, привлекая своею честностью к откровенности граждан, которых прессуют взяточники из числа их подчиненных. У коммунистов тоже существовала коррупция, но повсеместного размаха она не достигала, поскольку среди высоких назначенцев был заметный процент честных, грамотных людей, знающих, во всяком случае, чувствующих главные идеи марксизма.

Сейчас ускорить появление таких людей могут СМИ, поскольку множество этих средств комплектуются без покровительства чиновников, если, помимо критики зарвавшихся людей, они начнут противопоставлять им реальные личности, способные биться за идею.

Что касается двух астраханских университетов, то члены их ректоратов не склонны поощрять в своих рядах коррупцию, но можно предположить, что часть их состава воздерживается от борьбы с мелкими взяточниками, не имея возможности предложить им достойную зарплату. Во всяком случае, мне известно, что ректоры (например, ректор АГТУ Ю.Т. Пименов), невзирая на звания и степени, сами разобрались с разгулявшимися «специалистами».

Гласность в этом деле, во всяком случае в вузах, особенно, если называть и дающих взятки студентов и их родителей, решит проблему.

«ФАКТ»: Несмотря на Ваше четкое понимание проблем коррупции и Ваши успехи в борьбе с нею в АИСИ, блестящие организаторские и творческие успехи, заслуги перед Астраханской областью в организации высшего строительного образования и ее строительного вуза, успехи аспирантов, Вы были уволены из АИСИ. Как это произошло?

САПОЖНИКОВ: Вначале, под предлогом, что АИСИ планируется влить в состав АГТУ, институт, особенно меня лично, начали травить, в минобрнауки РФ ушло обращение В.А. Гутмана с просьбой не аттестовывать две новые специальности – архитектуру и геодезию под предлогом, что они пройдут аттестацию уже в составе АГТУ. Спустя неделю работники министерства передо мной извинились по поводу своей доверчивости, поскольку согласия на переход АИСИ в АГТУ министерство не давало.

В течение года нас проверяла комиссия, состав которой постоянно меняли, и сменяемые члены комиссии постоянно сообщали, что «они» хотят справиться со мной чужими руками.

В этой ситуации, поскольку у меня заканчивался возрастной срок пребывания в ректорах, а постоянная травля привела к появлению в АИСИ «пятой колонны», хотя и малочисленной, но активной в силу поддержки местного министерства (о чем В.А. Гутман сам написал в Вашей газете в 2006 г.), мешавшей работать, я добровольно покинул ректорскую должность. Судите сами, срок заканчивается через полгода, а предстоит новое оформление аттестационных документов при постоянном бунте «пятой колонны». Ситуацию блестяще охарактеризовала учредитель АИСИ той поры Н.В. Попова: «Я внимательно слежу за ходом затянувшейся проверки АИСИ и не вижу проблем, кроме того, что пятеро крупных женщин с мужчиной льют на Вас грязь, и Вы не можете их остановить».

Мне удалось вместо себя оставить в качестве и.о. ректора своего проректора А.Ю. Курдюка, который, вместо опоры на мое понимание обстановки и скорейшей организации выборов ректора, сомкнулся с «пятой колонной», в результате чего допустил, что В.А. Гутман без оснований назначил ректором без избрания по конкурсу лицо, не имеющее строительного образования и даже звания доцента. Назначенец Д.П. Ануфриев, вместо освобождения меня от конкурсного отбора, в течение 10-ти лет (в соответствии с Положением о статусе ректора) ежегодно избирал меня по конкурсу на должность профессора. Видя, что год от года число голосующих против меня уменьшается, он, в соответствии с общим положением, избрал меня на пять лет, но с заключением контракта на год, приняв такое решение самолично, без решения Ученого совета и при моем отсутствии. Затем, отозвав без предупреждения из учебного отдела уже утвержденное и мною подписанное мое учебное поручение на очередной учебный год, Ануфриев уволил меня по причине окончания контракта, пояснив мне устно, что я мешаю его карьере.

На мое обращение к В.А. Гутману пришел ответ, что «приказ об увольнении ОФОРМЛЕН ПРАВИЛЬНО». Я не стал бороться за место в вагоне, не имея места в жизни.

«ФАКТ»: И какими, на Ваш взгляд, успехами может похвастаться АИСИ под руководством Д.П. Ануфриева?

САПОЖНИКОВ: Ему выделили средства на ремонт учебного корпуса. Передали ряд центров и учебных учреждений, однако им не восстановлены принятые раньше в АИСИ формы подготовки специалистов - многоуровневое встроенное обучение, сквозное курсовое и дипломное проектирование, сквозное обучение и мн. др. Им снесены гаражи и построены новые, он вырубил деревья около общежития, закрыл буфет в учебном корпусе и магазин в общежитии. Закрыл кафедру иностранных языков, уволил ряд продуктивных преподавателей, отчислил мою последнюю аспирантку и на специальность «Строительная механика», которую я открыл и на которой велась подготовка квалифицированных кадров, набрал аспирантов по специальности «Строительные материалы» и др.

Следует отметить, что я «начал мешать карьере» Д.П. Ануфриева и был уволен сразу после защиты кандидатских диссертаций в Москве двумя моими аспирантами и докторской в Н. Новгороде моим давнишним аспирантом. А, например, зав. языковой кафедрой к.п.н. Т.В. Борисова была уволена после выпуска ею двух учебников английского языка для строителей и архитекторов – одного с грифом УМО, другого – победителя всероссийского конкурса с получением диплома «Золотой фонд отечественной учебной литературы».

«ФАКТ»: Можете осветить свою нынешнюю научную, преподавательскую и руководящую деятельность?

САПОЖНИКОВ: Сейчас я профессор Института градостроительства в АГТУ, читаю лекции по ряду предметов, руковожу созданным мною научным кружком школьников и студентов «Астраханская молодежная инициатива», работой аспиранта и моих аспирантов, отчисленных из аспирантуры АИСИ, научной работой и изобретательством на кафедре, включая студентов, разрабатываю чертежи установок и размещаю заказы на их изготовление для научных исследований аспирантов и студентов, сотрудничаю с тремя центральными научными журналами, где печатают мои и аспирантов работы. В этом году я сам, а также с аспирантами и соавторами-учеными получили патент, отправили три заявки и еще три подготовили к отправке, в плане этого года двадцать заявок на изобретения. При поддержке кафедры (Р.З. Умеров) и Института (Р.А. Набиев) удалось открыть новую специальность – «Гидротехническое строительство», которую я пытался открыть еще в 80-ые годы. Приглашаем детей и взрослых получить эту интересную специальность, дающую также право проведения общестроительных работ.

Вновь работая в Астрыбвтузе (АГТУ), организуя студенческие конференции, мне удалось понять главное – необходимость перехода от обучения, запоминанию изучаемого материала к глубокому пониманию его причинно-следственных основ. В значительной степени этого удавалось достичь в процессе сквозного проектирования. Студенты, которых удавалось полномасштабно включить в этот процесс, и на производстве оказались рационализаторами, изобретателями, авторами научных статей и книг, создателями творческих организаций. Но сейчас стало ясно, что не удастся добиться массового участия студентов в этом процессе, а, следовательно, не удастся добиться их полноценного и постоянного участия в научной работе, если в эту систему не втянуть общеобучающие кафедры. Но это следующий шаг – после восстановления этой обучающей системы на профилирующей кафедре.

«ФАКТ»: Вы можете дать оценку замалчиванию СМИ вашей деятельности?

САПОЖНИКОВ: Да, о моей деятельности, как отмечено в моем письме Вам, СМИ умалчивают. А телеведущая М. Глазкова, после моего обращения к ней по поводу выступлений Д.П. Ануфриева, в грубой форме оборвала меня, заявив, что не будет из телевидения делать место дискуссий.

Но статьи мои печатают, я получаю на них отзывы из разных городов, из США, а немецкий журнал взялся опубликовать у себя шесть моих статей, опубликованных ранее в Астрахани. В Интернете даже появилась информация, что я апологет К. Маркса, который моими статьями возвращается.

«ФАКТ»: Расскажите подробнее, как губернатор отметил Вас добрым словом и о его реакции на Вашу деятельность.

САПОЖНИКОВ: Юбилейное выступление на вечере в честь 20–летия АИСИ А.А. Жилкин начал с исторически правильной положительной оценки организатора АИСИ А.И. Сапожникова, отметив два моих основных и одновременно важных качества – профессиональную грамотность и настойчивость в достижении цели, благодаря которым мне удалось открыть и отстоять АИСИ, который, как он отметил, в настоящее время так расцвел. Эти слова вызвали положительную оценку присутствующих, что, в частности, обрадовало сидящего со мной рядом бывшего ректора Волгоградского строительного госуниверситета В.А. Игнатьева, который переживал по поводу того, что пытались выделывать со мной двое молодцов - Гутман и Ануфриев. Думаю, меня от расстройств по поводу их многолетних издевательств спасла закалка, полученная еще в детстве от бомбежек, которым подверг меня Гитлер в 41-м году, когда нас эвакуировали с границы (из Польши) в тыл, и в 45 –м, когда в 8-милетнем возрасте я оказался в действующих войсках, и от всего того, что связано со словом «война». К тому же, общество не всегда с симпатией относилось к моей прямолинейности, настойчивости в достижении цели, честности и творческой ориентации, несмотря на победы, достигаемые именно благодаря этим моим качествам.

В словах оценки моих заслуг, высказанных А.А.Жилкиным, я почувствовал ветер перемен, но самих перемен пока не увидел. Во-первых, сам губернатор наградил грамотами людей, которые к созданию института не имели отношения, Гутман же вручил мне Почетную грамоту, в которой не отражена моя роль организатора в Астрахани высшего строительного образования, организатора открытия и становления ее строительного вуза, а только отмечены добросовестный труд и высокий профессионализм. Ануфриев все же, наконец, признал факт моего существования, разместив мою фотографию на юбилейном стенде, но, вопреки истории, - после своего портрета. Создается такое впечатление, и далеко не только у меня, что, замалчивая мою главную роль, Ануфриев и Гутман пытаются перекроить историю высшего строительного образования в Астрахани в свою пользу, будучи далеко не наивными, наивно полагая, что это возможно. Гутману, как историку, должно быть известно, что история рано или поздно выдает все тайны.

Что бы губернатор среагировал на мою деятельность – прошлую и настоящую, он должен ее знать, а информацию, в том числе о моей деятельности, ему готовят его ответственные сотрудники. Гутман же при вручении мне грамоты произнес фразу «Пора возвращаться», но разговора на эту тему не произошло. Ануфриев встречался со мной по этому поводу и после обсуждений вопроса поручил В.Войкову найти вместе со мной форму нашего сотрудничества. Однако на мой звонок Войкову с вопросом о причине его молчания, он ответил, что о встрече забыл. Хотелось сообщить ему что, забыв о встрече, он проявил не столько неуважение ко мне, сколько к моему делу, которое они почему-то считают своим. Но затем я решил оставить подобное сообщение на случай появления проблем, с которыми буду встречаться в процессе решения вопросов по своим предложениям, которые мое настоящее руководство, по его собственному признанию, уже услышало.

Поскольку услышали люди, которые не бегают со мной наперегонки, а работают в одной упряжке, я рассчитываю на большой успех, подобный тому, который имела строительная специальность в период нашей работы в Астрыбвтузе. Речь идет в основном о подготовке специалистов, что касается научных достижений, то они достаточно значимые, и нам есть, что показать губернатору, но на этот раз с просьбой к нему рассмотреть предложения самому, прямо в процессе их обсуждения со мной. И выдвинуть свои предложения, что бы я мог сразу задать вопросы их автору.

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 27 (536), 19.07.2013 г.