Наша неповторимая и такая разная Астрахань! Чей самобытный облик, состоящий из чарующего шарма и тотальной безнадёжности её архитектурного состояния, вдохновляет и удручает одновременно. Но пока город держится, разрушаясь и благоустраиваясь, мы продолжаем испытывать к нему любовь и благоговение.
Можно бесконечно долго сокрушаться, глядя на происходящее вокруг её градостроительной судьбы метаморфозы, но лучше попытаться разобраться, как помочь Астрахани сохранить свою уникальность.
AST-NEWS.ru начинает цикл бесед с астраханскими краеведами, которые выскажут свою точку зрения на происходящие с нашим городом метаморфозы, поделятся интересными фактами о многих его достопримечательностях. Представляем вашему вниманию первую часть беседы с краеведом Сергеем Львовым.
- Сергей Германович, мы правильно вас представили?
- Всё верно, я краевед и соавтор вместе с Александром Марковым книги «Астрахань на старинных открытках», которая впервые вышла в 1999 году. С тех пор эта книга с благоприятной судьбой неоднократно переиздавалась, видимо потому, что широко востребована читателями. Но это можно сказать, был промежуточный этап моей деятельности на ниве моего главного увлечения.
Я занимаюсь охраной памятников истории и культуры на общественных началах в течение последних сорока лет. В своё время в Астрахани, как и во всех городах страны, было местное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). В разные периоды времени я возглавлял общественную инспекцию при этой организации, потом становился председателем Астраханского Совета ВООПИиК, потом членом Совета.
Шли годы, менялись руководители исполнительных органов власти, но ВООПИиК сейчас действует в России, только, увы, не имеет своего астраханского филиала. Увлечение историей родного города, особая любовь к астраханским домам, отдельным их архитектурным элементам - для меня это и хобби, и страсть, и внутренняя потребность. В связи с этим я вспоминаю стихотворение Ольги Марковой, который всегда звучит в памяти:
«О, Астрахань! Твой экзотический кич
не упаковать в золотую картонку,
Мне хочется каждый замшелый кирпич
Погладить как маленького котёнка».
Когда я захожу в какой-нибудь старый астраханский дом, то с увлечением изучаю его неповторимый облик, подчас любуюсь им, несмотря на всю неухоженность его двора, галерей, балконов, иногда вопиющее состояние интерьеров с точки зрения санитарно-гигиенических норм, при этом часто испытываю глухую тоску по былым временам и духовную связь с ними.
Я очень люблю свой город и считаю его самым близким и дорогим другом. Мне хочется многое для него сделать и сберечь то, что в силу каких- то конъюнктурных соображений может быть уничтожено. Всеми своими силами я стремлюсь этого не допустить.
- Кто сейчас в Астрахани отвечает сегодня за сохранение памятников архитектуры?
- У нас есть служба государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области, резиденция которой находится на ул. Красная Набережная, 24. Кстати, это здание тоже удалось спасти в своё время благодаря принципиальной позиции астраханского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Если бы мы в своё время не подсуетились, то сейчас бы на этом месте стоял безобразный параллелепипед - очередное примитивное строение, которое испортило бы весь восхитительный вид на историческую набережную Кутума. А сейчас это домик-игрушечка, где находится организация, которая на государственном уровне должна заботиться об охране архитектурного наследия Астрахани.
- А она заботится?
- Безусловно. Но дело в том, что сейчас существуют определённые тенденции, связанные с решением жилищного вопроса. И на этом фоне задача защиты памятников истории и культуры уходит немножко на второй план. На мой взгляд, тут главное, как говорят, «с водой не выплеснуть и ребёнка».
Одновременно с решением жилищного вопроса нужно сохранять культурно-историческое наследие, которое будет востребовано нашими потомками. Они в значительной степени могут нам не простить потерю тех или иных культурных ценностей.
По итогам январских боёв 1918 года, когда была установлена Советская власть в Астрахани, весь центр города практически был сожжён. Огонь уничтожил Гостиный двор, Вечерний базар, расположенный на месте нынешнего Братского сада, исчезло здание, стоявшее на месте нынешнего торгового центра на ул. Ахматовская, 3, а также почти весь ряд домов, находившийся напротив кремля с восточной стороны.
Аристов М.Л., руководивший красными отрядами, в своих воспоминаниях писал: «Пришлось поставить на карту или сдачу крепости - города в руки белых, и самим с небольшим отрядом уйти из города, оставив, таким образом, на произвол, на белогвардейский террор тысячи рабочих и их семьи, а также трудящихся по губернии, а, особенно, Астраханский уезд, наиболее революционный - или же поджечь здания перед крепостью, с тем, чтобы не давать этого превосходства в руки белых... Беря на себя полную ответственность, Ревком и Стачечный Комитет, зная, что впоследствии грозят укоры, если не более, все же предпочли последнее, посоветовавшись предварительно с представителями из рабочих и наиболее ответственными руководителями; после многих жертв с нашей стороны нам с трудом удалось поджечь эти дома».
Мало кто об этом помнит и знает, но астраханский Гостиный двор, построенный непосредственно против кремлёвской стены с восточной стороны, на месте части нынешнего Братского сада, ничуть не уступал одноимённому сооружению в Санкт-Петербурге. Он имел колоннаду в классическом стиле и представлял собой великолепный архитектурный ансамбль. Но его более ста лет уже нет.
Прав или не прав был Аристов М.Л., судить теперь именно нам, а также чуть позже нашим потомкам.
- А каким ныне существующим ключевым памятникам архитектуры Астрахани на Ваш взгляд грозит реальная угроза исчезновения?
- Это глобальный вопрос, требующий подробного анализа. В Астрахани числится 653 памятника, требуется постоянный мониторинг их текущего состояния. Необходимо определить проведение реставрационных работ, финансирование, осуществлять жесткий контроль на всех этапах реализации конкретных программ.
Считаю, что начинать надо с маленьких шагов. Например, в Астрахани есть очень интересное место – перекрёсток улиц Коммунистическая и Свердлова. Это очень симпатичное и уютное городское пространство: тут расположены дома Агамжанова, Часовникова, Дворецкого, Мизандронцева, хотя многим сейчас эти имена ничего не говорят.
Самый интересный из них трёхэтажный дом в эклектичном стиле с башенкой, где на первом этаже находится тренажерный зал медицинского университета. Это и есть дом бывший Дворецкого, ранее на открытках обозначавшийся, как дом Захарова. Когда не так давно в наш город приезжал народный артист СССР Юрий Мефодиевич Соломин («Адъютант его превосходительства» и пожизненный худрук Малого театра), то многие часы он посвятил прогулкам по Астрахани, любуясь её архитектурой.
Особое внимание обратил на дом Дворецкого примерно в таком ключе: «Господа, что у Вас там на втором этаже? У балкона нет ограды, а вместо двери прибита древесно-стружечная плита».
Согласитесь, законное недоумение! Да, что там, просто позор! Исторический центр города, но создаётся впечатление, что мы только что вышли из эпохи военного коммунизма!
Шедевр астраханской архитектуры и вдруг на втором этаже такое вопиющее пренебрежение по отношению к культурно-историческому наследию!
Я понимаю, что это частная собственность, что в этой квартире проживают люди, но всё равно, можно же переговорить с ними и изыскать какие-то внебюджетные средства, чтобы привести в порядок балкон и дверь, и избежать негативных характеристик всего города, а не только этого балкона со стороны приезжающих в наш город гостей, да и самих астраханцев.
- Наверняка, подобные восстановления не дёшевы? И кто непосредственно должен и может решить эту конкретную задачу?
- Однозначно, это дорого, но речь идёт о фрагменте. Мы не говорим сейчас о том, что нужно подвергнуть реконструкции весь особняк. Я очень долго занимался этим вопросом. В течение трёх лет вёл обширную переписку. Писал в городскую администрацию с просьбой изыскать возможности для решения этой проблемы, которая находится в прерогативе Фонда капитального ремонта. Но мы же понимаем, что эта организация уполномочена решать вопросы ремонта стандартной городской застройки.
В данном конкретном случае предстоит работа тонкая, которую должны выполнять специалисты по реставрации, отсюда и стоимость её иная, чем при проведении обычных ремонтных работ. Для этого необходим проект реконструкции, созданный в соответствии с действующим законодательством. Кто за него платить будет? Отнюдь не Фонд капитального ремонта, который никогда не станет заниматься реставрацией исторических зданий. Дорого, однако!
У региональной службы государственной охраны объектов культурного наследия на восстановления такого рода объектов также не находится средств. Все подобного рода вопросы находятся в компетенции региональных властей. Возникает заколдованный круг.
- И что же получается – выхода нет?
- Почему же нет? У нас есть различные внебюджетные источники финансирования. И мне думается, что если воззвать к конкретным организациям, например, дать грамотный анализ ситуации с конкретным памятником, то найдутся спонсоры-благотворители.
А средства благотворителей могли бы аккумулироваться на специальном счёте той же службы государственной охраны объектов культурного наследия, которая бы распоряжалась ими только на конкретно взятый объект.
Но, составление проектно-сметной документации, проекты реставрации, а также само производство работ должны находиться под пристальным вниманием со стороны общественных организаций. Здесь должны привлекаться внебюджетные средства целевым направлением на реконструкцию именно конкретно определенного объекта.
Сейчас при градостроительном совете формируется отдельная рабочая группа по охране памятников, которая будет заниматься подобными проблемами. Ее цели и задачи находятся на стадии обсуждения.
Сейчас обсуждается, например, проект реставрации фрагмента здания, в котором расположено кафе «Шарлау». Со стороны улицы Ленина в это здание есть еще один вход, над которым находится вывеска штаб-квартиры партии «Единая Россия».
До 30-х годов прошлого века над этим входом располагался балкон, являющийся неотъемлемой частью облика этого особняка. Мне думается, что если бы партия «Единая Россия» и её исполнительные органы приняли решение об изыскании внебюджетных средств для восстановления конкретно этого балкона, это было бы показательным примером рачительного отношения к сохранению культурного наследия со стороны арендаторов памятников истории культуры.
Я уже имел предварительные беседы на эту тему с сенатором РФ, секретарем астраханского регионального отделения «Единой России» Орденовым Г.И., а также, первым заместителем председателя Думы Астраханской области, руководителем фракции «Единая Россия» в Думе Астраханской области Родненко И.В. и нашел с ними определенное взаимопонимание.
Убеждён, что если совестными усилиями реализуется первый проект такого рода, то обязательно появятся достойные продолжатели по применению этой инициативы к другим объектам культурно-исторического наследия Астрахани. Я в этом вижу очень большую перспективу.
Общалась Екатерина Некрасова.
"Ты ещё крепкий старик Розенбом"
проникнут и в " службы государственной охраны объектов культурного наследия", то начнется уже воистино ковровая застройка резиденциями и пирамидами мест исторических зданий и есть надежда Сергей Германович в этом добросовестно заблуждается.
Ужесточать надо на государственном законом уровне .