Волгоградские чиновники вместо строительства дорог 1,4 млрд рублей потратили на аренду турбазы, самообразование и, как они уверяют, на зарплаты бюджетникам.

О нецелевом расходовании средств рассказала Генпрокуратура. Инициатор расследования — депутат Госдумы от КПРФ — уверена, что нецелевые траты напрямую связаны с деятельностью экс-министра транспорта и дорожного хозяйства области Андрея Путина, которого из-за громкой фамилии власти постарались оградить от скандала. Эксперты называют волгоградские дороги одними из худших в России.

О крупных злоупотреблениях в дорожной сфере Волгоградской области сообщила в понедельник Генпрокуратура, которая провела проверку по обращению депутата Госдумы от КПРФ Алевтины Апариной. Та пожаловалась на нарушения законодательства при расходовании 4,6 млрд рублей, выделенных на строительство и содержание областных дорог в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы).

Проведенная проверка подтвердила доводы депутата. Деньги, как установила Генпрокуратура, были выделены в прошлом году на основании соглашения между Росавтодором и правительством Волгоградской области. «Прокурорская проверка показала, что более 1,4 млрд рублей из указанных средств министерство финансов Волгоградской области направило на цели, не связанные с финансовым обеспечением дорожного хозяйства и дорожной деятельности», — говорится в сообщении Генпрокуратуры.

Проверка установила, что более 40 млн рублей областные чиновники, по сути, потратили на самих себя.

«Так, 40,8 млн рублей министерство (финансов. – «Газета.Ru») по заявкам аппарата губернатора и правительства Волгоградской области потратило на аренду зданий и образовательные услуги, по заявкам министерства печати и массовых коммуникаций области — на аренду турбазы и услуги по информационному обеспечению.

Часть средств была направлена на оплату труда и приобретение основных средств других государственных органов власти Волгоградской области», — сообщили в Генпрокуратуре.

Материалы проверки направлены в управление СКР по Волгоградской области для принятия решения о возбуждении в отношении областных чиновников уголовного дела по ч. 2 ст. 285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств). Кроме того, Генпрокуратура вынесла главе Росавтодора Роману Старовойту представление об устранении нарушений бюджетного законодательства при выделении субсидий.

«Материалы поступили к нам из прокуратуры в пятницу вечером, — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе волгоградского управления СКР. – Пока по ним продолжается доследственная проверка, и решение о возбуждении уголовного дела еще не принято».

В прокуратуре более подробно о проверке пока не говорят. «Я сейчас не могу комментировать эти материалы в большем объеме, чем об этом сообщила Генпрокуратура. — сказала «Газете.Ru» официальный представитель областной прокуратуры Оксана Черединина. — Могу подтвердить, что материал направлен в управление СКР для принятия процессуального решения. Какие-то подробности мы сможем сообщить после возбуждения уголовного дела».

«Газете.Ru» удалось взять комментарий у самой Алевтины Апариной. Депутат-коммунист рассказала, что обратиться в Генпрокуратуру она решила после ознакомления с материалами проверки областной счетной палаты, которая по ее же просьбе проверяла дорожные расходы местного бюджета.

«На мои запросы мне без каких-то подробностей сообщили, что расход средств был нецелевым, а когда я по этому поводу встретилась с губернатором Волгоградской области Сергеем Боженовым, то он сказал, что они все потратили на зарплату бюджетникам», — отметила депутат.

По ее мнению, нецелевое расходование средств на ремонт дорог напрямую связано с деятельностью прежнего министра транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Андрея Путина, который возглавлял ведомство с 2012 по март 2013 года.

«Обстоятельства его отставки наша волгоградская пресса старалась обходить стороной, чтобы лишний раз не упоминать такую фамилию, — рассказала Апарина. – Я даже направляла губернатору Боженову письмо под названием «Куда делся Путин?». В свое время его дважды безуспешно вызывали на заседание областной думы, так как к нему были серьезные вопросы по расходованию бюджетных средств. Потом оказалось, что он серьезно заболел и уехал лечиться в Германию. В общем, есть подозрения, что деньги на ремонт дорог действительно разворовали, а министра, я так понимаю, просто постарались поскорее увести в сторону. Человеку с такой фамилией приписывать непонятно куда потраченные 1,5 млрд рублей никто не захотел, ведь ясно, что деньги ушли не только на бюджетников».

Депутат посетовала, что волгоградские СМИ из-за фамилии экс-министра старались как можно меньше освящать эту тему, хотя вопросы к Путину возникли давно.

«У нас были довыборы в областную думу, Боженов выдвигал на них свою протеже из Астрахани, и в связи с этим власти постарались сделать так, чтобы в предвыборную кампанию эту фамилию, по понятным причинам, вообще никак не упоминали», — сообщила Апарина.

Она отметила, что и сам Андрей Путин, бывший вице-мэр Астрахани, появился в Волгограде сразу после назначения губернатором области Боженова, который ранее был градоначальником Астрахани. «Он оттуда сюда привез и министра здравоохранения, которого, наверное, посадят скоро, и других чиновников», — сказала народная избранница.

По словам Апариной, качество дорог в области находятся в критическом состоянии.

«А дороги просто ужасные, не в каждой российской деревне такие найдешь», — заключила депутат.

В Росавтодоре «Газете.Ru» подтвердили, что деньги Волгоградской области были выделены конкретно на ремонт и строительство дорог. Однако чиновники значительную часть средств потратили на другие, не связанные с дорожным строительством, цели.

Прокомментировали ситуацию и в правительстве Волгоградской области. Там уверяют, что закон не нарушали. Министерство финансов области в поступившем в редакцию «Газеты.Ru» комментарии разъясняет, что 4 млрд из выделенных 4,36 млрд бюджетных рублей были предназначены на продолжение строительства второго пускового комплекса мостового перехода через Волгу, который включает в себя строительство моста через Ахтубу. В 2012 году строителям в качестве субсидии на едином счете регионального бюджета было перечислено 2,75 млрд рублей в качестве аванса, что стало поводом для многочисленных проверок.

«После перечисления аванса остаток средств на бюджетном счете был направлен на финансирование текущих расходов, — заявили в местном минфине. — Действующее законодательство не запрещает это делать – с условием, что потом все средства субсидии будут потрачены по целевому назначению, предусмотренному изначально».

Местные чиновники фактически признали, что деньги, выделенные на строительство моста, были потрачены на другие цели.

«Учитывая такую возможность, минфин региона в напряженных условиях завершения финансового года перечислил средства, имеющиеся на едином бюджетном счете Волгоградской области, на выплату заработной платы бюджетникам и социальных пособий, чтобы в полном объеме закрыть эти статьи», — говорится в комментарии.

При этом волгоградские финансисты настаивают, что данная операция законна, и ссылаются на руководство Минфина РФ. «Действующее законодательство разрешает осуществлять кассовые выплаты из бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты в пределах остатка средств, — подчеркнули в минфине области. – Это подтверждает и письмо за подписью заместителя министра финансов РФ А. М. Лаврова, направленное в региональный минфин».

В ведомстве подчеркнули, что все выделенные на строительство мостового перехода средства будут в полном объеме потрачены по назначению. «В настоящее время подрядчики продолжают отрабатывать авансовый платеж, перечисленный в 2012 году, — настаивают в правительстве области. — И как только министерство транспорта и дорожного хозяйства обратится за новыми перечислениями, они будут исполнены в полном объеме.

Таким образом, ни о каком «нецелевом расходовании средств» речи не идет, ни один бюджетный рубль не был потрачен вразрез с действующим законом».

В местном минтрансе подтвердили готовность освоить по назначению все выделенные средства еще до конца года.

Координатор общества «Синих ведерок» Петр Шкуматов рассказал «Газете.Ru», что, по его собственным наблюдениям, дороги в Волгоградской области одни из худших по стране. «Это антиавтомобильная область, — возмущается Шкуматов. — Я в этом году ездил по трассе Волгоград--Камышин, и там через каждые несколько сотен метров венок в память о погибших в ДТП. Вдоль дорог постоянно встречаются автомобили, водители которых меняют колеса, потому что трасса покрыта ямами с острыми краями.

Но там даже не ямы, а окопы, как будто остались со времен Сталинграда. Ехать по таким дорогам страшно. Это жуткий позор. Теперь непонятно, кто ответит за погибших. Но, как я понимаю, никто не ответит. Потому что у нас крайний — это водитель.

А у дорожников, которые сделали передвижение по стране опасным для жизни, это называется «нецелевое расходование средств». Я посылал обращение в прокуратуру, после того как сам в этой области чуть не погиб из-за разбитых дорог. Но ответа по существу не последовало, кроме формальной отписки».

Анатолий Караваев, Евгений Шипилов,

gazeta.ru