Уполномоченный по правам ребёнка в Астраханской области Александра Бондарева опубликовала доклад о своей деятельности в 2021 году. Наиболее проблемные выдержки из 148-страничного документа AST-NEWS.ru представляет уважаемым читателям.
Обеспеченность жильём
По итогам мониторинга сделан вывод об увеличении в Астраханской области по сравнению с прошлым годом очередности на обеспечение жильём и снижении количества семей, обеспеченных жилыми помещениями. Так, уровень обеспеченности жильём в минувшем году составил 1,6% от общего количества нуждающихся (в 2020 – более 2%). Сложившаяся ситуация вызвана как недостаточностью финансирования реализации соответствующих жилищных программ из бюджетов всех уровней, так и, в некоторых случаях – недостаточной информированностью граждан о том, что необходимо сделать для реализации права семьи на обеспечение жилым помещением.
Право детей жить и воспитываться в семье
В прошлом году в общей сложности 708 семей находились в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении (в 2020 году – 677) – рост на 4,4%, в таких семьях воспитывались 1675 детей (в 2020 году – 1615) – рост на 3,6%. Численность лиц, лишённых и ограниченных в родительских правах в минувшем году, составила 147 человек (в 2020 году – 168), что на 12% меньше количества лишённых родительских прав в прошлом году. При этом более 70% от общего числа лиц, утративших родительские права, состояли на социальном сопровождении до рассмотрения судами дел об их лишении прав (в 2020 году процент состоявших на социальном сопровождении «лишенцев» составил порядка 40%).
Приведённая статистика свидетельствует о том, что работа, проводимая органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, несмотря на некоторое повышение показателей эффективности, в ряде случаев носит формальный и несвоевременный характер.
Право на жилище
Защита жилищных прав ребёнка на протяжении нескольких лет являлась одной из наиболее востребованных тем обращения к Уполномоченному. К числу семей, особо нуждающихся в помощи государства в защите жилищных прав детей, относятся многодетные, неполные семьи, семьи с детьми-инвалидами и семьи, находящиеся в социально опасном положении.
Следует отметить, что в прошлом году в адрес Уполномоченного поступило 115 обращений по вопросам защиты жилищных прав детей, что почти в два раза больше, чем в предыдущем году (66).
Мониторинг реализации права на жилище семей льготных категорий, проведённый Уполномоченным в минувшем году, позволяет сделать вывод о снижении уровня обеспеченности жильём соответствующих групп населения по сравнению с предыдущим годом.
В общей сложности на учёте граждан, нуждающихся в жилом помещении, по льготным основаниям в прошлом году состояло 2693 семей с детьми (в 2020 году – 2491), из них было обеспечено жильём либо социальными выплатами на его приобретение или строительство 44 семьи (в 2020 году – 57). Таким образом, уровень обеспеченности жильём в 2021 году составил 1,6% от общего количества нуждающихся (в 2020 – более 2%).
Сложившаяся ситуация вызвана как недостаточностью финансирования реализации соответствующих жилищных программ из бюджетов всех уровней, так, в некоторых случаях – недостаточной информированностью граждан о том, что необходимо сделать для реализации права семьи на обеспечение жилым помещением.
Как показывает практика, крайне неохотно граждане обращаются в органы местного самоуправления с заявлениями о предоставлении жилых помещений маневренного фонда. Одна из причин данного явления – бытующее мнение о том, что «временное» жилье непременно станет постоянным. Вместе с тем, такое отношение к проблеме зачастую приводит к тому, что родители вместе с несовершеннолетними детьми проживают в аварийных жилых помещениях. Это может создать угрозу жизни и здоровью детей. В свою очередь, отсутствие заявлений о нуждаемости в жилых помещениях маневренного фонда обуславливает бездействие администрации в части его формирования.
Так, в прошлом году в поле зрения Уполномоченного оказалась ситуация с маневренным фондом в Камызякском районе. С жалобой на отказ в заключении договора социального найма и предоставлении пригодного для проживания маневренного жилья обратилась мать малолетнего ребёнка, имеющая инвалидность. Заявительница сообщила, что несколькими годами ранее её семье была предоставлена квартира в муниципальном доме, впоследствии признанная непригодной для проживания. После истечения срока действия договора найма жилого помещения администрацией района было отказано в его продлении. Отсутствие договора социального найма не препятствовало постановке семьи заявительницы на учёт нуждающихся в жилых помещениях, но лишало её возможности получить жильё во внеочередном порядке – в связи со сносом дома. Отселиться ей было некуда.
В ходе рассмотрения обращения было установлено, что единственное жилое помещение маневренного фонда, имеющееся в распоряжении районной администрации, требовало капитального ремонта и не было оборудовано водопроводом и канализацией. После совместной работы с прокуратурой Камызякского района право заявительницы на заключение договора социального найма было восстановлено. Однако ситуация с маневренным фондом не изменилась.
Актуальной остаётся проблема реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты). Ещё в декабре 2020 года к Уполномоченному обратилась бабушка несовершеннолетнего, взявшая его под опеку после смерти отца. Мать ребёнка к тому времени уже была лишена родительских прав. Несмотря на полное отсутствие жилья – дом, в котором ребёнок жил когда-то с родителями, давно сгорел, на протяжении длительного времени – более года уполномоченными органами не принималось решение о включении несовершеннолетнего в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Проведя проверку и установив факт грубого нарушения прав ребёнка, омбудсмен с помощью районной прокуратуры добился побуждения администрации района к составлению акта о непригодности сгоревшего жилого дома для проживания, а органа опеки и попечительства – к изданию распоряжения о признании несовершеннолетнего утратившим единственное жильё. После подготовки необходимых документов облминсоцем принято решение о включении подопечного в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
С учётом того, что одновременно обеспечить всех нуждающихся детей-сирот жильём спецжилфонда не представляется возможным, на территории Астраханской области для временного проживания детей-сирот необходимо сформировать маневренный фонд специализированного жилищного фонда, в котором они смогут проживать до момента предоставления им постоянного жилья.