Люди для маршруток, а не наоборот

Публикация 2004 года, архив астраханского областного общественно-политического еженедельника «Факт и компромат».


Вот уже вторую неделю горожане платят 6 рублей за проезд в маршрутном такси. Очень характерно, что это нововведение принималось практически втихаря, без общественного обсуждения, без подробного объяснения, почему необходимо увеличивать цену проезда на 20%. Местные власти (и прикормленные ими корреспонденты и редакторы) не посчитали нужным даже известить об этом горожан – это нововведение было неприятным сюрпризом для многих еще даже в прошлую среду, спустя два дня после увеличения цены. Конечно, широко и заблаговременно информировать об этом не возьмутся ни «листкъи», ни «лотосы» - на носу-то выборы, зачем вызывать справедливое возмущение у электората.

Что же получается? Кучка чинуш (которые, заметим, вряд ли ездят в маршрутках!) при активном сотрудничестве с боссами-автоперевозчиками принимает, по их мнению, обоснованное решение об увеличении проезда, о чем готовится соответствующее постановление, которое кладется на подпись пока еще губернатору Гужвину. Пока еще губернатор Гужвин, который последние месяцы особенно стал проявлять свою заботу о земляках (все чаще на телеэкране – чем ближе 5 декабря, тем больше телезаботы; хотя в этом лицемерии он не одинок), делает им – и дорогим землякам, и чинушам, и боссам-автоперевозчикам – подарок. (Точнее, для рядового населения этот «подарок» - в кавычках). Увеличивает проезд на маршрутках. Вы будете голосовать за Гужвина? Я - нет.

Но пока стоит подробнее рассказать о так называемой обоснованности этого постановления. В чем эта обоснованность заключается, понятно лишь узкому кругу заинтересованных в этом увеличении держи-морд.

Да, бензин растет в цене (спасибо за это г-дам-благодетелям Крайникову и Захарову). Но газ – а большинство «газелей» ездят именно на газе – в цене если и растет, то мало. Так зачем надо увеличивать стоимость проезда?

Другой вопрос – кто выигрывает от этого увеличения?

Местный бюджет? Вряд ли. Неужели вы верите, что все автоперевозчики исправно платят налоги, причем в полном объеме? Ну уж куда там! Тем паче, что по признанию тех же чинуш, по городским улицам катаются сотни нелегальных маршруток (представляете – они даже умудрились подсчитать их точное количество!). А главный фискал области Миронов вообще публично посетовал на то, что водители маршруток, реально получая от 10 до 20 тысяч рублей в месяц, официально зарабатывают… 600 рублей в месяц! То есть налогов от этого увеличения поступать больше вряд ли будет.

Автоперевозчики? Боссы, владеющие десятками, а то и сотнями маршрутных такси – точно выиграют. А рядовые водители – нет. Я это точно знаю со слов одного знакомого водителя. Его хозяин увеличил план по сдаче выручки пропорционально увеличению проезда. То есть на 20%. Тем временем выручка самих водителей остается прежней.

Население? Население проигрывает на все сто. Проезд увеличили на 20%. А наши с вами зарплаты, пенсии, стипендии возросли (если они вообще есть)? Нет.

Некоторые аналитики и довольные держи-морды из числа чинуш-лоббистов увеличения проезда, указывают на то, что, мол, в других регионах проезд на маршрутке стоит от 7 до 12 рублей. Не спорю, стоит. Но в этих самых «других регионах» уровень жизни населения выше, чем в «южном форпосте России». И в этих самых «других регионах» расстояния маршрутов, которые преодолевает общественный транспорт, на порядок больше, чем в Астрахани. И, наконец, в этих самых «других регионах» другие виды общественного транспорта ходят с интервалом в 5-10 минут.

Получается, что выигрывают от новой цены проезда богачи от автоперевозок, желающие за счет простого астраханца, не владеющего личным автотранспортом, повысить свои и без того сверхдоходы (именно сверхдоходы! Если бы маршрутки не приносили сверхдоходы, то они не плодились бы словно грибы после дождя!).

Тогда возникает еще один закономерный вопрос: на кой нужно было нашему другу детей и стариков (больше стариков – ведь дети пока, увы, не владеют правом выбирать) Анатолию свет Петровичу подписывать постановление об увеличении проезда?

Бог его знает. Избиратель ему судья. Понятно лишь одно – предстоящая борьба за очередной губернаторский срок потребует от Гужвина и его команды немалых затрат… А бюджет-то пустой!

М.Сорин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 50 (126)