Недавно в свет вышла книга «Коллекция авангарда в собрании Астраханской картинной галереи: история поступления и бытования», посвящённая удивительным культурным сокровищам нашего города. Её автор – Марина Емелина, заместитель директора галереи по экспозиционно-выставочной и научной работе. AST-NEWS.ru встретился с Мариной Владимировной, чтобы подробнее поговорить о выпуске книги и предмете её описания.
– Как долго шла работа над книгой? И что подвигло взяться за столь интересное и сложное исследование?
– Работа над книгой продолжалась несколько лет. Всё началось с публикаций статей об истории поступления коллекции в Астраханскую картинную галерею. В них шла речь о том, как, когда и почему произведения русских авангардистов оказались в нашем городе. В целом это было связано с идеей создания в центральных и губернских городах Музея живописной культуры как просветительского центра, который приобщал бы население к новым течениям в искусстве. С этой целью по регионам и распределялись работы современных художников – в основном представителей авангарда. Сегодня это по-прежнему чрезвычайно популярная тема на выставках российского и международного уровня.
Знакомство с имеющимися исследованиями, работа в архивах, переписка с другими музеями, обращение к местному материалу постепенно позволили представить, как это происходило, в том числе и в Астрахани. Появлялось всё больше интересных источников, открывались архивные документы, свидетельства участников событий. Например, тех, кто занимался выставками авангарда в советский и постперестроечный период, когда в последней четверти XX века, после длительного запрета, русский авангард в очередной раз буквально потряс мир.
Беседы, консультации, подготовка наших работ к выставочным проектам, возможность уточнения атрибуционных характеристик – все эти факторы вдохновили меня на создание книги. Это вовсе не означает, что коллекцией авангарда никто не занимался ранее. Сотрудники галереи Калерия Михайловна Чернышёва, Галина Николаевна Петрова, Татьяна Яковлевна Слободских и все, кто писал об истории галереи, в той или иной степени касались и этапов поступления коллекции, и её описания. Возможно, мне захотелось сделать более подробное и системное исследование того, как происходило её формирование. И особенно занимали два аспекта. Первый – как поступали и «жили» в музее работы на протяжении ста лет, отражая общероссийские тенденции в отношении к авангарду на фоне различных социальных изменений с учётом местной специфики. Второй – какое влияние оказала поступившая в наш город коллекция на местную художественную школу.
Поэтому в книжке получился немного пространный контекст с множеством подробностей. Но я надеюсь, что издание будет интересно именно астраханским читателям – не только любителям изобразительного искусства, но и тем, кто занимается краеведением.
– Значит, книга будет интересна широкой аудитории, а не только подготовленному читателю?
– Я максимально старалась как можно больше цитировать и опираться на документальные источники: архивные материалы, свидетельства участников событий, публикации в СМИ, отзывы посетителей. Моей целью было сделать книгу если не глубоко научной, то достаточно объективной. С другой стороны, широкому читателю тоже будет интересно её читать, несмотря на большое количество примечаний, ссылок и цитат. Можно сказать, я стремилась выстроить фактологические «пазлы» в целостную и понятную картину.
– Сколько в галерее единиц хранения произведений, которые можно причислить к русскому авангарду?
– Вопрос непростой, ведь это связано с разными мнениями о периодизации данного явления и не совсем отчётливых определений понятий «модернизм» и «авангард», а также со временем создания самих произведений. Термин «русский авангард» закрепился в искусстве примерно с середины прошлого столетия и стал общим для различных радикальных новаторских течений, развивавшихся в России с 1890-е по 1930-е годы. Могу лишь сказать, что в залах экспонируется работ меньше, чем хранится в наших фондах, и прошлогодняя выставка «Авангард из музейных запасников» позволила продемонстрировать часть произведений русского авангарда из фондохранилищ.
– Как часто картины из этой коллекции вывозятся за пределы галереи?
– Активная выставочная жизнь коллекции началась в 1989 году. Первыми «выездными» стали работы Марка Шагала и Василия Кандинского. С тех пор запрос для участия в крупных выставочных проектах произведений из нашей коллекции русского авангарда стал регулярным. Практически весь мир увидел работы из Астраханской картинной галереи.
Иногда на таких выставках картины из коллекций разных музеев встречаются, дополняя друг друга. Интересный момент: когда в 1919-1921 годах работы авангардистов распределяли по губерниям, разъединялись серии, что иногда противоречило принципу серийности и вариативности в экспериментальных поисках авангардистов, потому что замысел художника можно было лучше понять при построении целостного визуального ряда из его произведений. В таких случаях художественная логика ломалась. Например, у нас есть «Жница» из первой крестьянской серии Казимира Малевича, а в Нижнем Новгороде хранится его «Косарь». Но когда два полотна встречаются на масштабных выставках, вместе размещаются в каталогах, это позволяет при сопоставлении отчётливо увидеть особенности художественного языка мастера.
– Какие работы из коллекции русского авангарда Догадинки считаются наиболее значимыми?
– Определить наиболее значимые работы достаточно сложно, могу лишь назвать самые популярные, всегда узнаваемые: «Рок. Красная стена» Василия Кандинского, «Треугольники» Александра Родченко, «Метельщик» Марка Шагала, «Жница» Казимира Малевича, «Совместное изображение королей» Ольги Розановой.
Все представленные в залах основной экспозиции работы русских авангардистов уникальны, что не умаляет ценности произведений, находящихся в хранилищах. Показ той или иной картины или графического листа зависит от концепции и идеи выставки. Поэтому востребованными могут быть любые из них.
Самым масштабным одновременным показом работ из нашей коллекции за последние годы стало участие в выставочном проекте в Еврейском музее и центре толерантности в Москве «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев». Куратором выставки был известный исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов – которого я лично благодарю, как и хлебниковеда, Александра Ефимовича Парниса – за беседы и консультации. И здесь невозможно не вспомнить одно из пророчеств Велимира Хлебникова, прозвучавшее в его статье по поводу открытия Астраханской картинной галереи в 1918 году. Он сетовал, что ничего «левее мирискусников» – представителей художественного объединения, возникшего в России конца XIX века – в Догадинской коллекции нет. Хлебников высоко оценил имеющееся собрание, но выразил надежду, что скоро в нем появятся работы «живописных пророков» – Татлина, Бурлюка, Филонова, Малевича, называя имена своих друзей и со-творцов. Состав астраханской коллекции авангарда получился немного другим, но не менее интересным: колористическая насыщенность и декоративность характерны для работ Петра Кончаловского, Ильи Машкова, Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, кубофутуристические поиски отражены в полотнах Ивана Клюна и Бориса Шапошникова, в духе неопримитивизма выполнена композиция Виктора Барта, поражают метафоричность Шагала и цветовая динамика работ Василия Кандинского…
Русский авангард представляет собой абсолютно уникальное явление. Несмотря на то, что во многом вырос из новых течений европейского искусства рубежа XIX-XX веков, русский авангард, кроме того, «питался» живописной пластикой древней иконописи, яркостью и цветистостью уличных городских вывесок, наивной образностью лубочных картинок. Русскими «футуристами», как часто называли вначале художников авангарда, было воспринято многое из народной, национальной культуры, ее архаических пластов, что удивительным образом наполнило природу их экспериментаторского искусства. К наиболее важным открытиям русского авангарда относят абстрактную живопись Кандинского, лучизм Ларионова, преодоление плоскости в конструкциях Татлина, супрематизм Малевича…
– Какое влияние оказала коллекция авангарда на астраханскую художественную школу?
– Когда коллекция попала в наш город, здесь сильны были традиции реалистической школы. Хотя стоит подчеркнуть, что в это время в Астрахани, у родителей, после обучения за границей жила Вера Хлебникова, которая всегда с пристальным вниманием относилась к новейшим живописным тенденциям. Но её творческая деятельность не слишком вписывалась в общественную и художественную жизнь Астрахани…
Можно сказать, что попытки обучать новому искусству и создавать его всё-таки предпринимались, и связано это было с деятельностью Свободных государственных художественных мастерских – учебных заведений, организованных в российских городах с 1918 года и предполагавших свободное существование в своих стенах всех художественных течений. В Астрахани мастерские функционировали с 1919 по 1921 годы, и описание их деятельности – одно из достоинств книги. Сохранились воспоминания художника Фёдора Щукина, впоследствии преподавателя Астраханского художественного училища, где он рассказывает, как предпринимались попытки создать нечто оригинальное Петром Ивановичем Котовым. Котов возглавлял одну из живописных мастерских, увлекался французской живописью, особенно Матиссом, и пытался учить плоскостным красочным решениям, уходу от детализации и тщательной прорисовки, от реалистичности изображения. Щукин вспоминал, что это было сложно, особенно для уже умеющих рисовать. Здесь никто не работал в этой манере, несмотря на эти отдельные попытки в Астрахани не было среды, где можно было обнаружить яркие проявления новаторского искусства в живописи или графике. Интересно, что Владимир Александрович Эйферт, уполномоченный мастерских и сподвижник Догадина по организации галереи, обращался в Наркомпрос с просьбой прислать сюда одного из художников «левого направления», но этого так и не произошло. Кстати, поступление в галерею коллекции авангарда напрямую связано со Свободными государственными художественными мастерскими: произведения художников-новаторов были призваны стать для учащихся примерами нового живописного языка.
– Несколько десятилетий авангард не выставлялся. Когда для него закончились годы забвения?
– Да, это так. Большое спасибо надо сказать Калерии Михайловне Чернышёвой, экспозиционеру: несколько работ авангардистов появились в залах галереи ещё в 1968 году, о чём свидетельствуют отзывы посетителей. Приезжающие в Астрахань, особенно столичные жители, писали о своём удивлении и восхищении, что в провинциальном музее они увидели Шагала, которого не было «даже в Третьяковке».
Широкое представление коллекции русского авангарда произошло в Астрахани в 1981 году, что удивило тогда многих. Были выставлены работы «бубнововалетовцев», зазвучали цветовые поиски Малевича и абстракции Кандинского. Отклики на это возвращение были неоднозначные – от восторга до осуждения. Больше всего почему-то доставалось «Треугольникам» Александра Родченко. Особо впечатлительные посетители требовали даже убрать их из экспозиции. Сегодня образ «Треугольников» на обложке моей книги, а автор её дизайна – астраханец, ныне московский художник Вячеслав Новичков.
Выставить авангард ещё в доперестроечные времена для губернского музея было достаточно смелым шагом. Это понимала тогда и директор галереи Людмила Ивановна Ильина, но шаг был предпринят. Теперь без коллекции русского авангарда невозможно представить нашу экспозицию. Пусть одного из самых ярких художественных явлений не случилось в местной жизни – чего, кстати, нельзя сказать об архитектуре, и это отдельная тема, но оно прекрасно воплотилось в российском и мировом искусстве.
Для Астраханской картинной галереи коллекция русского авангарда – настоящая гордость. Она всегда вызывает огромный интерес, а многие по-прежнему считают представленные в ней работы современным искусством, хотя ему уже больше ста лет. Это говорит об их актуальности в поиске формы и всегда привлекающей экспериментаторской природе.
– Где можно приобрести вашу книгу?
– В нашей галерее. Она также передана в региональное отделение Госархива, в областную научную библиотеку имени Крупской и библиотеки АГУ, художественного училища и Астраханского музея-заповедника. Благодарю всех, кто оказал мне различную помощь, и прежде всего директора Ирину Игоревну Перову и сотрудников Астраханской картинной галереи. Очень надеюсь, что издание будет полезным и интересным.
Екатерина Некрасова