Михаил Гейфман: Астраханцы – народ импровизационный

Герой нашего интервью – джазовый музыкант, композитор, лауреат международных конкурсов джаза, руководитель одного из самых ярких коллективов Астраханской филармонии Михаил Гейфман. AST-NEWS.ru поговорил с музыкантом о самом свободном и многогранном виде музыкального искусства – джазе.

– Михаил, ваш путь в профессию был определён изначально?

– Моя бабушка и папа – профессиональные музыканты, а мама, несмотря на то, что работает в другой сфере, любит музыку и хорошо владеет вокалом. Поэтому с раннего детства меня погружали в соответствующую атмосферу. Не могу сказать, что с тех пор, как родители начали заниматься моим музыкальным развитием, я точно решил для себя, что пойду по их стопам. Всё развивалось постепенно. Изначально во время учёбы в музыкальной школе по классу фортепиано не испытывал колоссального удовольствия. Ходил на занятия, как большинство детей, по воли родителей. Но однажды папа сказал, что если я не хочу учиться музыке, то они не будут меня к этому принуждать. Тут у меня возник внутренний диссонанс – я понял, что ничем иным заниматься не хочу. Когда мне исполнилось одиннадцать, пришло чёткое осознание того, что моя будущая профессиональная деятельность будет посвящена музыке. Так любимое занятие впоследствии стало работой и делом всей жизни.

Перед переходом на другую ступень музыкального образования, столкнулся с дилеммой – какую специализацию выбрать. В школе учился на фортепиано, параллельно занимался вокалом. В те же 11 лет папа купил мне губную гармошку и показал несколько фильмов про блюз. С тех пор я стал осваивать этот инструмент. Поэтому перед поступлением в музыкальный колледж не мог выбрать, куда же мне идти. Класса губной гармоники в Астрахани не было. Это достаточно редкая специализация, мало где в нашей стране есть такие отделения. Выбирая между вокалом и фортепиано, склонился в пользу пения, поступив на эстрадное отделение и через полгода понял, что мне это неинтересно. Любовь к инструментальной музыке пересилила вокал. Перевёлся на фортепианное отделение, продолжив свой путь в этом русле. Затем была учёба в Астраханской консерватории. Сейчас прохожу ассистентуру в Ростовской государственной консерватории.

– Когда вы стали сочинять музыку?

– У джазового музыканта есть прямой путь к сочинительству, в отличие от большинства академических исполнителей. Потому что мы ежедневно сталкиваемся с импровизацией в каждой музыкальной теме, куда вносим свою лепту. Многие джазовые музыканты изначально писали свои авторские темы в процессе импровизации, только потом они становились стандартами. Таким образом, каждый раз джазовой музыке даётся новая жизнь. Каждое новое поколение музыкантов вносило что-то своё, поэтому развитие джаза не останавливается, а постоянно идёт вперёд. Создаются новые композиции, из них рождаются импровизации и так до бесконечности.

– К какому направлению джаза можно отнести ваше творчество?

– Не очень люблю делить музыку по стилям, потому что в наше время это всё перемешалось. Поэтому, говоря о джазовой музыке, нельзя определённо сказать, что это – свинг, фанк, фьюжн или блюз. Нужно понимать, что вся эта культура ещё в прошлом столетии начала перемешиваться, стирая границы стиля. Известно, что академические композиторы – Бах, Моцарт, Шопен, Лист также занимались импровизацией. Они, по сути, были джазменами своего времени. Со временем этот опыт перешёл в другую стезю, поменялась стилистика и фразировка. Джаз – это вечно молодая музыка, каждое поколение вносит что-то своё, модернизируя каждый стиль.

Оттого отнести себя к определённой школе джаза не могу. Я просто занимаюсь джазовой музыкой во всём её многообразии.

photo_2023-03-27_23-03-16.jpg

– Расскажите о своём коллективе.

– Наш коллектив стал формироваться ещё в годы моей учёбы в музыкальном колледже. Меня пригласил в свой оркестр замечательный музыкант, трубач, дирижёр Алексей Назариков, который трагично ушёл от нас несколько лет назад. Некоторое время я играл в малом составе эстрадно-джазового оркестра филармонии. Потом появился наш коллектив, состав которого постоянно менялся. На сегодняшний момент в ансамбле кроме меня играют барабанщик Олег Карпович, бас-гитарист Виталий Рогожин, гитарист Евгений Хачиров и вокалистка Валерия Гейфман. Со своей супругой я познакомился в годы учёбы, а наши музыкальные пристрастия в какой-то степени поспособствовали созданию нашей семьи. Практически всегда в выступлениях принимает участие близкий мне в творческом плане человек – Шамситдин Мирзоев: нам обоим нравится идти на всевозможные музыкальные эксперименты.

– Развиваются ли астраханские джазовые традиции?

– Вместе с коллегами-единомышленниками пытаемся вывести джазовую музыку в нашем городе из забвения. Стремимся, чтобы появлялись талантливые музыканты, готовые исполнять джаз с новой энергией. К сожалению, в нашем городе мало музыкантов, понимающих, любящих джаз, стремящихся его культивировать. Но главное, что они есть. За счёт этого джаз в Астрахани не только живёт, но и развивается.

Мы с Валерией преподаём в музыкальном колледже. Стараемся прививать молодому поколению любовь к джазу, ведь для большинства молодых музыкантов этот пласт музыкальной культуры незнаком и непонятен. Если этого не делать, ни о каком развитии астраханского джаза говорить нельзя.

– При этом известность вашего ансамбля давно вышла за пределы Астраханской области…

– Так получилось, что в 2014 году я впервые поехал на международный джазовый конкурс молодых исполнителей в Ростове-на-Дону. Там познакомился со знаменитыми джазовыми музыкантами Игорем Михайловичем Бутманом, Адамом Терацуяном и другими мэтрами отечественного джаза. В дальнейшем эти знакомства оказали неоценимую помощь в том, чтобы астраханские джазовые музыканты демонстрировали своё искусство на площадках других регионов.

В прошлом году мы участвовали в Moscow Jazz Festival Игоря Бутмана, перед этим победив в первом всероссийском конкурсе джазовых коллективов.

Периодически выезжаем в Ростов-на-Дону, где выступаем с известным контрабасистом Адамом Терацуяном и одним из лучших в стране джазовых гитаристов Андреем Бердниковым, который, кстати, примет участие в нашем ближайшем концерте. Всё делаем для того, чтобы публика из других регионов знала, что в Астрахани джаз есть, и он не стоит не месте.

IMG_3799.JPG

– Расскажите о предстоящем концерте «Geyfman and Friends».

– Концерт будет отличаться от всех наших предыдущих выступлений тем, что в нём по большей части прозвучит моя авторская музыка. Зрители услышат несколько русских народных композиций в моих джазовых аранжировках.

Преподносить собственную музыку всегда сложнее, чем хорошо знакомые зрителям джазовые стандарты. Все мои авторские композиции написаны в разных стилях – от свинга до бибопа, от блюза до фьюжна. В концепции концерта лежит стремление показать богатейшую палитру джазовой музыки в авторских сочинениях. Композиции, которые прозвучат в концерте «Geyfman and Friends», войдут в наш первый альбом. Думаю, это будет интересно астраханским любителям джаза.

– А таких много?

– Конечно. Нам часто пишут астраханцы, спрашивают, где и когда происходят джазовые события, сетуют, что порой добыть информацию о них достаточно сложно. Популяризация джазовой музыки в Астрахани проходит не так, как в других городах. Не вижу спада интереса астраханцев к джазу, но наблюдаю равнодушие со стороны некоторых СМИ к такой музыке. Если бы джазовая музыка звучала, например, в маршрутках, она бы охватывала большее число людей. Для большинства представление о джазе остановилось на нескольких хитах Луи Армстронга. Но есть ещё гигантский пласт выдающихся джазовых музыкантов – Диззи Гиллеспи, Джон Колтрейн, Чарли Паркер, Чик Кориа и огромное число их великих коллег. Уверен, если люди знали эту тему более подробно, они бы нашли свой любимый стиль и непременно бы полюбили джаз во всём его многообразии.

Астраханцы – народ импровизационный, поэтому любовь к джазу заложена в них самой природой. Они вполне себе джазовые люди.

– Возможно, в Астрахани не достаёт клубной джазовой культуры, востребованной в других городах?

– Создание джазового клуба – моя давняя мечта. Но для этого недостаточно быть только музыкантом, надо вложить немало средств. К тому же в Астрахани не так много джазовых музыкантов. В подобных заведениях должен действовать принцип сменяемости. Один и тот же музыкант или коллектив не могут играть постоянно. В столичных и крупных городах с этим не бывает проблем. Джазовые клубы должны иметь возможность принимать на своей площадке и приезжих музыкантов и, разумеется, быть рентабельными. Этим должны заниматься не музыканты, а специалисты иного профиля.

Ну, а пока мы ждём 30 марта в 19 часов астраханцев и гостей города в филармонии на нашем концерте «Geyfman and Friends», где будет царить настоящая джазовая атмосфера, соответствующая весеннему настроению.

Интервью провела Екатерина Некрасова