Нафталиновый ларец. О руководителях астраханских творческих союзов Гузенко и Нечаеве
Творческие союзы стали «модными» в СССР, начиная с 30-х годов. До этого объединение людей искусства носило не идеологический, а творческий и личностный характер. У художников наиболее известны в России передвижники, среди музыкантов – Могучая кучка, блистали талантами литературные течения акмеизм и символизм.

Любые объединения людей творческих во всём мире носили характер случайный и никем специально не культивировались.

Особое внимание к людям искусства было в СССР.

Искусство намеревались сделать партийным руководители СССР во главе со Сталиным.

Так образовались союз художников (1931 год), союз композиторов (1932 год), союз писателей (1934 год).

Зачем таким индивидуалистам как художники, композиторы и писатели объединяться?

Они могут объединиться только на вечеринке за бокалом вина, но в творчестве они – каждый сам по себе.

Союзы были организованы для отбора самых подходящих людей для режима, самых послушных, а также для контроля над каждым творческим человеком. Но «прирученные» люди искусства получали от диктаторского режима и определённые блага – квартиры, ежегодные путёвки в черноморские санатории, хорошее питание и т.д.

После развала СССР творческие союзы лишились централизованной опеки, но в большинстве регионов страны странные традиции эпохи тоталитаризма продолжают жить. Чиновникам от культуры, по видимому, кажется престижным поддерживать бесперспективных чиновников от искусства, создавая видимость «культурной» и «творческой» работы.

«Факт и компромат» много писал о деятельности астраханского регионального отделения союза писателей России и его главы Юрия Щербакова, явно незаслуженно обходя вниманием астраханские отделения других творческих союзов, в которых, кроме союза театральных деятелей и союза художников, не всё однозначно.

Союз композиторов
Астраханское региональное отделение союза композиторов России (АРО СКР) возглавляет 59-летний Константин Гузенко – человек разносторонний и многоплановый.

Он окончил в 1976 году с отличием Астраханское музыкальное училище.

С 1976 по 1981 гг. обучался на кафедре теории и истории музыки Астраханской консерватории.

В октябре 1985 года Константином Гузенко организован молодёжный фольклорный ансамбль «Бударочка» и «Домашний театр «Балаган-чик», который в 1987 году, оказывается, зачем-то получил звание «народный коллектив».

Администрацией области, департаментом культуры Гузенко часто приглашался в качестве режиссёра и ведущего торжественных приёмов, праздников, концертов.

Гузенко нашёл себя в журналистике. С 1996 года он член союза журналистов России.

Работал штатным корреспондентом, комментатором, ведущим на астраханском областном радио, 17 лет числился «специальным корреспондентом» госрадиокомпании «Голос России».

Казалось, что Гузенко является сложившимся журналистом, но в 2005 году он был принят в члены АРО СКР. Музкарьера Константина Гузенко развивалась стремительно. В 2012 году он стал лауреатом местной музыкальной премии имени Каппа, который в 1904-1920 годах являлся директором Астраханского музыкального училища (ныне Астраханский музыкальный колледж им. М.П. Мусоргского). Премия имени Каппа – это аналог местной литературной премии имени Тредиаковского.

Вскоре после этого достижения бывший журналист стал возглавлять АРО СКР. Лидер композиторов и музыкантов Астраханской области ежегодно готовит рукописи и статьи в специализированные сборники по актуальным проблемам современной фольклористики и музыкального краеведения. На своём счету Гузенко имеет более 50 теоретических работ, в том числе тезисы и статьи в различных сборниках и журналах…

Насколько эффективно АРО СКР, возглавляемое Гузенко, можно понять, заглянув в банк данных исполнительных производств управления федеральной службы судебных приставов по Астраханской области. В октябре прошлого года инспекция федеральной налоговой службы по Кировскому району Астрахани вынесла акт, согласно которому возглавляемый Гузенко филиал Союза композиторов должен уплатить государству налоги и сборы, включая пени. Положенные по закону отчисления Гузенко платить то ли не захотел, то ли не смог, в результате чего приставы возбудили испонительное производство.

А ещё можно вспомнить, что в результате проведения двух конкурсов (распоряжение главы администрации Астраханской области от 3 июля 2001 г. N 748-Р «О проведении конкурса на создание музыки и текста гимна Астраханской области»; постановление главы администрации Астраханской области от 2 апреля 2002 г. N 136 «О создании гимна Астраханской области») гимн так и не был создан.

Гимн города Астрахань был создан не членом АРО СКР музыкантом И.Пиндрусом и не членом АРО СПР актрисой И.Поляковой.

И вот что нервно пишет 60-летний Ю.Щербаков, не сподобившийся создать текст гимна области, о гимне города Астрахань в статье «Мусор на улице или мусор на бумаге?», опубликованной в одном из местных партийных изданий: «…совсем недавно сочинение достали из нафталина, чтобы оно торжественно звучало перед началом каждого заседания астраханской городской Думы. Оно и звучит. Громко и фальшиво».

Очевидно, что автору одного романа, издающимся под разными названиями в течение двадцати лет, про нафталин известно явно не понаслышке.

Завистливой оценке «мастера» перевода народов СНГ по подстрочникам не хватает ещё оценки журналиста, возглавившего АРО СКР. Руководитель АРО СКР в этом случае более воспитан и объективен.

Союз журналистов
Не так давно астраханское региональное отделение «Союза журналистов России» (АРО СЖР) заимело своего руководителя. Им стал 56-летний Алексей Нечаев главный редактор т.н. издательского дома «Каспий», выпускающего газету «Комсомолец Каспия». Можно предположить, что избрал главу АРО СЖР коллектив ИД «Каспий», потому что никаких приглашений на общее собрание журналистов области в СМИ не прозвучало. Ещё со времён бывшего руководителя АРО СЖР эта должность делала её обладателя полноправным хозяином личного подсобного хозяйства АРО СЖР, куда в гости приглашались и угощались только близкие друзья.

Медиа-ресурсы «Каспия» под руководством Нечаева претендуют на статус масс-медиа высокого полёта, а не какой-нибудь жёлтой прессы.

Но здесь можно поспорить.

Посмотрим для примера их новости. Они ошарашивают: «В Астрахани несколько дней не будет света» (9 июля 2016 г.). Ужас! – в полумиллионном городе несколько дней не будет света! В дикую жару не смогут работать холодильники, сплит-системы, вентиляторы! Руководство города надо срочно разгонять за профнепригодность… На деле ничего страшного нет. В связи с проведением ремонтных работ было ограничено электроснабжение небольшого числа улиц (чаще не целиком) города только 9, 11 и 13 июля в дневные часы.

Нагнетание информационных ужасов – это ли не желтизна?

А вот ещё одна «сенсация»: «Астраханцы снова останутся без горячей воды» (8 июля 2016 г.). На деле разговор идёт о нескольких домах на семи улицах одного из районов Астрахани. Каков смысл подобного закошмаривания?

Добро бы, если нечаевские СМИ были также крут в отношении взяточников и коррупционеров, но здесь вялый язык «свободной» прессы немного развязывается только тогда, когда объект критики уже находится под следствием.

Вот сногсшибательный пример нечаевской оперативности и беспристрастности.

8 сентября 2015 года в Астрахани был жестоко избит московский писатель Александра Гриценко, прибывший в Каспийскую столицу для награждения престижной премией руководителя АРО СПР Щербакова. После награждения премия обмывалась в большой компании на квартире Щербакова, откуда А.Гриценко был вывезен и избит. ИД «Каспий» имеет много источников информации, но 8 сентября 2015 об избиении А.Гриценко не сообщил. В тот день прошла, к примеру, вот такая информация: «В Астрахани за сутки сгорели два автомобиля»; «Астраханец устроил резню на территории больницы» (8 сентября 2015 г.);

Ничего не сообщил Нечаев и Ко об избиении А.Гриценко и в последующие несколько дней, хотя за это время на сайте обкома КПРФ появилось коллективное письмо членов АРО СПР, в котором избитый А.Гриценко выставлялся пьяницей и клеветником. Письмо так и называлось – «Пить надо меньше».

Получается, что ИД «Каспий» под руководством А.Нечаева – конгломерат самой что ни есть «жёлтой» прессы. Стоит также вспомнить фотографии обнажённых женщин, которые из номера в номер публиковались нечаевской газетой в «лихих девяностых».

В общем, Достойного руководителя получил АРО СЖР в лице келейного самоназначенца Нечаева!

Настоящие творческие профессионалы не рвутся в начальники каких бы то ни было союзов.

Там, где нет яркой зубастой актуальной журналистики, там, где нет живого слова и звука, обращённых напрямую к сердцам и душам людей, – там нет и никогда не будет жизни. Удел псевдотворцов – сон разума и нафталин во всех пыльных углах.

Виктор Зоркий, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 28 (687)