Воскресный вечер в Астрахани, что может быть прекрасней для прогулки после невыносимо душного дня? Сделать прогулку насыщенной яркой, посетить интересные места и людей. Мне предложили составить кампанию, и я не преминул воспользоваться этим. Оказалось, что в это время начиналась акция «Ночь музеев». Облачившись в нелюбимые мной официальные одежды, последовал по маршруту моих спутниц.
Что купишь за 50 рублей?
Пришли в кремль. Он был открыт, несмотря на поздний час, что сразу же порадовало меня, ведь я давно выступаю за общий доступ к этому месту круглосуточно, как это было во времена, когда у людей ещё хватало ума. Людей внутри было так много, словно древний город ожил. Очень красивое зрелище, впечатляющее, будто все участвовали в представлении, играя самих себя – жителей старой Астрахани. Мы пошли вглубь кремля, куда шёл довольно плотный поток людей и навстречу ему шёл примерно такой же. Таким образом, неспешно дошли мы до самого уголка, до места бывшего артиллерийского училища, которое восстановили за бюджетные деньги и превратили в место проведения различных мероприятий, назвав цейхгаузом. Ну цейхгауз, так цейхгауз, не выставкой же по рабоче-колхозному называть. Если дворники стали менеджерами по работе с мусором, то тут уж говорить нечего.
Приблизившись ко входу, меня поразило количество людей, очень быстро выходящих изнутри, а время-то было ещё не совсем позднее. Зашли и мы, выпустив предварительно человек двадцать. Повернули сразу направо, в первый же выставочный зал. На входе, а точнее на проходе стояла женщина в форменной одежде и сразила нас форменной, отточенной за вечер фразой: «Вход – пятьдесят рублей, касса вон там», после чего пальцем указала нам на кассу. Пальцем, «по культурному». Мы не растерялись и завернули в следующий зал, вход туда был свободным.
Выставка пустоты
Мне показалось, что там проходила выставка пустоты: в «пространственном» помещении на довольно больших пластиковых листах, изображавших стены, а по сути являвшиеся перегородками, висели маленькие фотографии. Они были очень маленькими, а подписи к ним было тяжело разобрать даже мне со стопроцентным зрением. Приходилось вплотную подходить к фотографии и вчитываться в описание. Но поскольку буквы были совсем уж крохотными, я не стал утруждать себя попытками прочесть – чего глаза-то портить. Просто оглянулся: в огромном сарае висели какие-то потуги, судя по всему, людей в работе с фотоаппаратом. Обработка фотографий тоже стоила того, чтобы ухмыльнуться, но самое в этом всём главное было то, что распечатаны они были в каком-то совсем уж ужасном качестве, словно на чёрно-белом принтере. А потом их доводили до ума цветными карандашами. На многих фотографиях висел значок популярного среди именно что толпы сайта. В конце этой выставки из салата дешёвых поделок гордо висела реклама типографии, в которой родились все эти «шедевры». Вздохнули, развернулись, вышли.
В следующем зале пустота была ещё более могучей – десятки пустых стульев перед сценой, на некоторых вялыми ягодами сидели слушатели и внимали оратору. Женщина на сцене говорила громко, задорно, словно она поёт перед публикой. Но мы пришли за тишиной и созерцанием, а не для того, чтобы слушать крикливую особу, размахивающую руками – у меня соседи почище выступают, насмотрелись и наслушались не такого.
С вещами на выход
Вздохнули ещё раз, вышли на воздух. Решили по пути заглянуть в музей кремля, даром что он оказался закрыт и дошли до Артиллерийской башни. Там во дворике был страшный визг и крики – это показывали фильм «Вий». Зрители сидели на деревянных скамьях и уже ночью смотрели фильм «Вий» в кремле. Кому что. А мы тем временем уже дошли до самой башни, где ещё более разухабистая мадам, уже не стесняясь никакой музейности, запросто и панибратски рукой останавливала всех тех, кто пытался просто зайти внутрь, не снижай скорости – ночь же всё же музеев, а не разухабистых мадам в какой-то аляповатой форме, странно смотрящейся на этих наглых физиономиях.
Да-да, вход в башню также оказался платным. Я сходил на разведку один, оставив спутниц поодаль. Платить нам не хотелось вовсе, благо все музеи мы давно и помногу обошли, но тут такой случай…
В общем, стали мы из кремля выходить. На входе – стоянка для велосипедов. Это же так удобно: оставил велосипед и давай ходить пешком там, где раньше любой мог спокойно заехать на машине, если она, конечно, была. Такими темпами по кремлю можно будет скоро гулять только в бахилах, а потом просто вменить обязательное ношение одежды из старины. Самое интересное для меня лично то, что одним там нельзя кататься на велосипедах, а другие запросто ставят свои машины, где попало, у любых зданий. А здания все эти принадлежат… в общем, сделали из опорной башни почему-то монастырь и всё под это так искусно подвели, что говорить ничего не хочется. Правда, для себя я решил, что ходить туда не буду – нечего там делать. Ни вина выпить, ни на велосипеде покататься, ни бесплатно в Ночь музеев в музеях побывать.
Ах, чуть не забыл, ведь цейхгауз это не музей, а выставка, он как бы отношения к музеям не имеет. Так что если захотите полюбоваться фотографиями чьих-то детских кошмаров, ступайте пешочком по кремлю, а можете и на автомобильчике проехать электрическом. Конечно, лучше запретить велосипеды и катать всех за денежку на автомобильчике. Как газели там ещё не пустили, не догадались, наверное.
«Всё это похоже на какую-то разводку»
После разочарования и уныния, мы пошли в Краеведческий музей. Оттуда также выходили люди. Только теперь я понял – это были те, кто в дичайшем ступоре натыкался на фразы о необходимости купить билет. Но мы зашли внутрь – охранник, сотрудник полиции, какой-то просто работник музейного зала и целая гроздь бордовых билетёрш. Все они стояли в душном фойе, где стояла такая жара и дышать было так нечем, словно это душегубка. Вход в это чудо вентиляционной мысли стоил уже сто пятьдесят рублей. Если бы мы посетили три вот этих пункта за свои деньги, то потратили бы всего 750 рублей на троих. Но мы не ходим в музеи днём, а чтобы не мешать мирным жителям наслаждаться искусством, ходим вот ночью. И за это ещё деньги платить? Ну, так это же какая-то откровенная разводка.
Магазин может устроить ночь магазина и продавать там всё по таким же ценам – в чём смысл? Почему вы такие жадные? Что, не жадные, а просто деньги любите? Понятно всё. А вентиляцию почему выключили? Ночь? Ах, ну да, ночь. А нам ведь ещё домой добираться, а общественный транспорт сам давно превратился в музей динозавров. Что ж, такси, только такси.
Но всё же сначала мы решили прогуляться после этих жарких и душных колхозных тусовок. После таких музеев чувствуешь себя коровой в стаде. А ещё так смотрят тебе в глаза, мол, ах ты скотина, зажал копейку заплатить нам. Да, а кому им-то? Раньше кремль был открыт, платили дворнику и садовнику. Вход под Лобное место, где в подвале тогда лежали несметные сокровища, стоил три копейки пионерам, взрослым – пять, детям бесплатно. Всё это я облазил давно и один. И все эти монастыри, когда они ещё были заброшенные, когда «казаки» были ещё октябрятами, а комсомольцы состояли в кружках воинствующих атеистов. Потом ветерок подул неприятный и ребята с девчатами смекнули: «А давайте мы всё это под себя подгребём и будем тут жить». Это же сказка просто: мегаэлитный посёлок в центре города с персональной парковкой, где хочешь, с охраной своей, с охраной полицейской, с огромной стеной. Там не хватает только - деревья все окончательно дорубить и плиткой всё выложить, чтобы всё было по астраханскому фэн-шую.
В музеи – ни ногой!
Собственно, музейщики оказались ребятами честными: в День музеев они и впрямь работали бесплатно, но поскольку эти дни и ночи устанавливаются самими музейными, кхм-кхм, то и сделали на этот раз так: перенесли Ночь музеев на один день «для удобства» астраханцев, чтобы людям не в ночь на понедельник гулять, а в ночь на воскресенье. В прошлом году акция так и прошла бесплатно, потому как Ночь и День музеев в Астрахани совпали.
И вот что я хочу сказать: чтобы я ещё раз пошёл своими ногами хоть с кем-то не по работе в астраханские музеи! О, нет, лучше с соседом раздавить три топора в кустах. Он хоть и с головой набекрень, зато не тварь, не жадный и не пытается обмануть массы людей. А ведь многие астраханцы и гости города перед посещением музеев спустили все деньги на мороженое детям и с добрым настроением пошли смотреть морды держиморд в юбках. За бесплатно. Спасибо, насмотрелись. Желаю вам пустых залов и не плачьте, что у вас там проблемы какие-то и зарплаты маленькие. Я редко кого записываю в списки чёрные, но вот астраханских музейщиков – всех до одного. Чтоб вам всю жизнь на одну зарплату жить, на полставки, а на пенсии пробыть один день и одну ночь. За все ваши грехи и хищения из хранилищ, за все наши страдания в эту прекрасную майскую ночь, которую мы так бездарно провели.
Иван Вездебываев, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 20 (581), 30.05.2014 г.