Олег Шеин рассказал, почему он хочет стать главой горадминистрации

Депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия» Олег Шеин решил в очередной раз побороться за управление родной ему Астрахани. Пока еще существовали прямые выборы мэра, дважды он принимал в них участие и дважды терпел поражение. Один раз даже со скандалом: в 2012 году вместе со сторонниками устроил голодовку из-за массовых фальсификаций на выборах. Результаты не отменили, однако избранный мэр — единоросс Михаил Столяров — через год был задержан и впоследствии осужден за взятку в особо крупных размерах.

В феврале 2015 года в Астрахани, как и ранее в ряде других городов, были отменены прямые выборы мэра. Саму должность столичного градоначальника упразднили, разделив на две составляющие: глава города, избираемый из числа городских депутатов, и глава администрации, так называемый сити-менеджер, избираемый депутатами местной думы на конкурсной основе.

Полагается, что таким образом укреплялась вертикаль власти в стране, обеспечивавшая ее стабильность. Однако многие оппозиционные политики считают негативной данную практику — жители оказались фактически отстранены от прямых выборов руководителей тех городов, в которых они проживают.

В разговоре с Daily Storm Олег Шеин рассказал о своем отношении к отмене прямых выборов мэров, о том, почему он снова решил попробовать силы в Астрахани и собирается ли покидать «Справедливую Россию» ввиду ее, казалось бы, неустойчивого положения в политической системе страны.

— Олег Васильевич, я так понимаю, собираетесь вернуться в Астрахань? Что Вас к этому побудило?

— Есть очень ясное понимание не только проблематики города, но и механизмов решения тех задач, которые стоят перед городом.

Я баллотировался на пост мэра дважды: в 2009-м и 2012 году. Оба раза мы победили и оба раза наша победа была украдена. В 2015 году я уже подавал документы на замещение должности сити-менеджера, но «Единая Россия» тогда приняла другое решение, и мы видели, что это решение породило конфликт внутри самой «Единой России». Мы наблюдаем, что предыдущие альтернативные нам управленческие варианты самой же партией власти раз за разом признаются неудачными.

Поскольку политическая ответственность предполагает в первую очередь не только какие-то предложения в органы власти или критику органов власти, а способность реализации собственных программных ценностей, то, естественно, я расположен к тому, чтобы осуществить эту реализацию.

— Вы уже знаете, кто Ваши оппоненты?

— Вопрос не в том, кто персональный оппонент. Вопрос в том, у кого какие рабочие предложения, какая программа. Она рисуется не для красоты, это не просто какой-то рудимент, который из вежливости надо показать.

В первую очередь программа демонстрирует, где человек видит проблематику, которая с его точки зрения является важной, какие инструментарии человек предполагает для того, чтобы эту проблематику решить, и что он видит на выходе по результатам.

Когда наши в хорошем смысле слова соперники озвучат эти программы — мы сможем их содержательно обсудить. Уверен, что будут точки пересечения, а где-то будет разное видение ситуации. Тогда по итогам уже можно будет о чем-то сказать.

— И какова Ваша программа по обустройству города? У Вас есть понимание деталей, опыт и возможность решить накопившиеся проблемы жителей?

— Сегодня мы видим, что мы единственные, скажем так, чтобы никого не обижать, у кого есть реальная конструктивная программа по управлению городом.

Моя программа — это не абстракция, это продукт большого числа различных совещаний, организационных процессов. И мы ни разу не видели ее содержательной критики со стороны наших контрагентов. Мы единственные, кто обладает реальной программой перемен по городу. Причем программы, предполагающей в том числе механизмы по увеличению доходной части бюджета, по принятию ряда управленческих решений, которые не требуют никаких расходов вообще.

Очень легко работать, когда у тебя много денег и ты можешь ими заливать те или иные дыры. Но на самом деле управление предполагает работу в условиях, когда надо увеличить количество доходов и когда в рамках имеющихся ресурсов необходимо принять более оптимальное решение.

— Принято считать, и эта точка зрения нам активно навязывается, что депутаты — это говоруны и критиканы без управленческого опыта. Вы как к этому относитесь?

— Система в стране на словах выглядит следующим образом. Управлять может только «Единая Россия» — и больше никто! Причем по той причине, что практически никто, кроме единороссов, больше не допускается к работе в исполнительных органах власти. И мы с Вами видим, что за все эти десятилетия этот подход довел страну до ручки, — это уже общепризнанный факт.

На что еще хотелось бы обратить внимание. Я бы сказал, что и наши оппоненты очень часто вообще не обладают никаким управленческим опытом. По итогам выборов 2012 года, когда путем тотальных фальсификаций в Астрахани под соусом хозяйственника был избран Михаил Столяров, которого потом осудили, он сказал: «А я и не знал, что у города так много полномочий и так мало денег!»

Ну, дорогой мой, ты, когда принимаешь решение о выдвижении, ты посмотри, какой городской бюджет, какие его параметры, где доходные источники, какие есть задачи, где возникает разрыв и прочее. Но никто ни в чем не соображает!

— Не думаете, что в случае избрания Вам просто не дадут работать? У нас есть примеры, когда избранным оппозиционным губернаторам чинят всевозможные препятствия в их деятельности, а заксобрания, в которых условное большинство получили те же, например, коммунисты, парализованы в работе из-за противодействия «Единой России» совместно с другими партиями.

— Полагаю, что я достаточно квалифицированный человек, чтобы не попасть в такую же ситуацию. Я возглавлял комитет по законности и комитет по местному самоуправлению думы Астраханской области на протяжении ряда лет в 90-е годы. Долгое время работал зампредом комитета по труду и соцполитике…

В муниципальных полномочиях две компоненты. Сфера ЖКХ и смежное благоустройство. Предполагаю, что любой человек и в Астрахани, и в федеральном парламенте скажет, что управленческая компетенция ЖКХ мне более чем хорошо знакома.

Вторая большая компонента — это образование. Я по образованию — учитель. Это моя базовая профессия и эта отрасль мне достаточно понятна изнутри. На протяжении долгого времени мы работали с местным минобразования, с системой по улучшению работы этой модели.

Но также понятно, что никогда не удается реализовать все. Цели всегда должны быть более масштабными, чем возможность их достижения. Это позволяет продвигаться вперед. Если цели такие же, как возможности их достижения, это означает, что нет цели развития, что просто есть цель текущего затыкания дыр.

— Как Вы относитесь к отсутствию прямой выборности мэров жителями большинства городов практически по всей стране?

— Думаю, что это плохо. Полагаю, что у меня есть моральное право выдвигаться на назначаемую должность в том числе и потому, что за меня голосовали люди в Астрахани. При этом администрация не должна быть над городским парламентом. Здесь важно, чтобы было хорошее рабочее взаимодействие.

Конечно, необходим возврат к выборности. Люди в стране умные. И не надо делать вид, что в России живет слабоумное население, которое не в состоянии избрать себе эффективную власть.

— Вы решение приняли самостоятельно или по рекомендации партии?

— Нет, это мое собственное решение, которое соответствует интересам партии, поскольку оно предполагает реализацию на практике тех программных целей, которыми мы руководствуемся в целом.

— Не могу не задать следующий вопрос. Быть может, он покажется Вам несколько неудобным. За последнее время «Справедливую Россию» не похоронил только ленивый. Наверняка найдутся люди, которые увидят в Вашем решении уйти в Астрахань некую попытку бегства с тонущего корабля: подальше от партии, поближе к административным должностям…

— Нет, я не собираюсь никуда уходить из партии. Кроме того, мы видим, что никто не мешает людям из «Единой России» занимать административные должности тех же самых глав городов и при этом входить в руководство «Единой России». Поскольку так ведет себя другая большая партия, то почему мы не должны руководствоваться теми же соображениями?!

На самом деле, сити-менеджеры избираются сегодня всего на два года — это не долгосрочная работа, здесь очень короткий период — возможно, даже слишком короткий. Если к концу 2020 года мы не сможем вернуть прямые выборы мэра города Астрахани, в которых мне интересно было бы участвовать, то в 2021 году я буду принимать участие в выборах в Госдуму и, естественно, от «Справедливой России».

Но сегодня реализовать те задачи, которые я вижу с точки зрения переустройства города, я смогу более эффективно здесь, чем в парламенте, который, невзирая ни на какие аргументы, голосами единороссовского большинства проголосовал, к примеру, за пенсионную реформу.


Никита Попов