Жители Красноярского района привыкли гордиться своей родиной. Так было во все времена. Но с приходом в 2009 году к власти Нургали Байтемирова всё изменилось кардинальным образом.

Рушится экономика района - «не бумажная», нарисованная в кабинете его воображением, а реальная – та, что видна любому жителю района. Исчезает производство. Не работает большинство программ, утверждённых депутатами районного Совета.

Привычными стали перебои в системе ЖКХ. Многие жители района вынуждены искать работу в областном центре, а также в других районах области, но добраться туда не просто и очень дорого, ведь понтонная переправа и объездная дорога доступны не каждому, а муниципальные паромы гниют неизвестно где. Прежние добросовестные фирмы арендаторов паромов разорены или доведены до банкротства в силу личной неприязни главы района к их руководителям. Десятки сотрудников выброшены на улицу. Имущество района странным образом распродаётся, бюджетная касса от этого не полнеет.

Тем временем, о себе любимом глава района не забывает: увеличивает себе и без того не малое денежное содержание, имеет два персональных автомобиля с двумя водителями. Получив материальную помощь в размере двух денежных содержаний в начале января, он тут же запретил выплачивать её остальным сотрудникам.

Обходят стороной Красноярский район и инвесторы: отпугивает мздоимство власти и абсолютный хаос в управлении.

У Н. Байтемирова нет команды единомышленников. В районной администрации царит атмосфера взаимного недоверия, интриг, преследуются все те, кто имеет собственное профессиональное мнение.

Рассорился Н. Байтемиров и с главами поселений. Нет больше единой цели, взаимного уважения и помощи. И главы поселений, и сотрудники администраций, и просто посетители устали от главы района, некомпетентности, безграмотности, нетерпимости к альтернативному мнению.

Н. Байтемиров в своей работе совершает множество ошибок, которые могут стать преступлениями. Между тем, ответственность за его деяния перекладывается пока что на других людей. За примером далеко ходить не надо.

Ремонт улицы Мордовцева стоимостью 1 млн 200 тыс рублей. 400 тысяч за реально выполненные объёмы работ были выплачены бывшим главой района В. Савкиным. Остальная сумма путём липовых конкурсов и контрактов осваивалась уже при Н. Байтемирове. И вот вам результат: Савкин имеет судимость, а Байтемиров чист как стёклышко.

Вот ещё пример: под руководством Н. Байтемирова действовал глава Степновского сельсовета Ж. Сарсембиев, при котором направо и налево разбазаривались огромные бюджетные средства. Много странного творилось в Степновском королевстве, а обнародовала эти вопиющие факты депутат Е. Камзенова. И что мы имеем: Ж. Сарсембиев осужден за хищение бюджетных средств, а Е. Камзенова теперь главный враг Н. Байтемирова. В отношение Е. Камзеновой властями организована травля и преследования.

А где его друг и брат, всеми правдами и неправдами посаженный в кресло главы МО «Малый Арал»? А он под домашним арестом.

Почему сегодня бушуют владельцы земельных паев трёх поселений Красноярского района?

Жители района очень метко дали название этому периоду правления - «байтемировщина». Но есть надежда, что ей приходит конец. Ряд важных эпизодов в отношении главы Красноярского района расследуются компетентными органами. Да и население больше молчать не намерено.

Пиршество за счёт казны

Село Степное осиротело летом 2011 года, когда его экс-глава Ж.С. Сарсембиев был привлечён к уголовной ответственности, а позднее осужден. В связи с уходом Сарсембиева были назначены выборы главы сельсовета. Победу на них одержала Елена Камзенова.

Избрание Камзеновой главой Степного спутало карты как сельскому царьку Сарсембиеву, так и районному князьку Байтемирову.

Причины для беспокойства в связи с избранием Е. Камзеновой главой Степновского сельсовета у этих двоих были вполне серьёзные. Их отлучили от сытой кормушки, ведь на территории села находится газоперерабатывающий завод, годовой налог от которого составляет почти 400 миллионов рублей в год. Часть денег уходит в областной бюджет, часть в районный, немалая доля остается и в самом Степном.

Власти Степновского сельсовета отличались чересчур открытым беспределом и наплевательством на закон и справедливость. О том, что творил со Степным его бывший глава Сарсембиев, знают во всём Красноярском районе. Об этом говорят и его уголовные дела.

На балансе у Степновского сельсовета – три предприятия. Рабочие этих предприятий привлекались для строительства и ремонта жилья, магазинов и других объектов недвижимости семейства Сарсембиева. Рабочим ничего не платили – кроме той зарплаты, которая положена им, как сотрудникам предприятий села Степное. Все «стройки века» проводились Сарсембиевым за счёт бюджета.

Сарсембиев и члены его семьи жили за счёт казны припеваючи. Они с удовольствием посещали астраханские торговые центры, где «затаривались» всевозможной снедью, брали у продавцов длинные чеки и счета-фактуры на свои роскошные покупки и сдавали их в кассу сельсовета.

В Степном есть муниципальное жильё. Им пользуются нуждающиеся. Это халупы, разваливающиеся хибары с гнилыми полами и дырявыми крышами. Ремонта там не было никогда. Но деньги местного бюджета уходили ежедневно на сёмгу, икру, коньяк, вино и торты. Если суммировать, сколько прежняя власть Степного списала денег на «канцтовары», то бумагой, ручками и скрепками можно было бы выложить дорогу от села до города! Естественно, такого количества канцтоваров в действительности куплено не было.

Всё это было обнаружено новым руководством сельсовета, в лице Е. Камзеновой, которая приложила максимум усилий для победы на выборах главы Степновского сельсовета, потому что против неё работала администрация Байтемирова, работал Сарсембиев со своим капиталом. Сарсембиев «двигал» против Камзеновой своего зятя Беисова. Но проиграл.

Фемида и фальшь

Естественно, такая ситуация не устроила Байтемирова, который потерял своё весьма выгодное влияние в Степном. Поэтому байтемировскими приспешниками по весьма спорным мотивам был инициирован суд по отмене результатов выборов. В итоге суд Красноярского района встал на сторону власти, что в наше время не удивительно, и отменил итоги выборов в Степновском сельсовете.

Старожилы не припоминают, когда в Астраханской области суд признал бы результаты выборов недействительными. Но в Красноярском районе такое случилось – и именно из-за противостояния районного босса Н. Байтемирова и местной оппозиции. И это при том, что во время самих выборов на их ход не было ни жалоб, ни нареканий ни от одного из участников. А сами люди только были рады их результатам. Так что сильнее? Закон, волеизъявление народа или круговая порука, которая ещё процветает кое-где в Астраханской области?

Рейдерский захват власти

Так называют жители села Степное политическую ситуацию в своем муниципалитете. 21 марта областной суд подтвердил решение суда первой инстанции и признал результаты выборов недействительными. Исполнение обязанностей главы администрации до следующих выборов перешло к ее первому заместителю – человеку из команды Е. Камзеновой. Но ненадолго. Естественно, что руководство Красноярского района это не устроило, поэтому Н. Байтемиров решил установить в данном муниципалитете свою, верноподданную власть. В знак протеста большинство сельчан вышли на митинг, на котором, выбранную ими, Е. Камзенову встречали как своего героя, потому что вопреки обыкновению, жизнь стала лучше не перед выборами, а после них. Но радость была кратковременной.

Главным требованием жителей на митинге было - сохранение действующего руководства до следующих выборов. Но власть Красноярского района мнение людей не поддержала. Здесь не только не принято считаться с мнением народа, красноярцев стараются не замечать и даже обобрать.

Чиновники против народа

Бывшее руководство Степного (Сарсембиевы и Беисовы), благодаря служебному положению, узнали, что по территории УМСХП «Аксарайский» планируется провести нефтепровод и дорогу для его обслуживания. Они отмежевали нужные земельные участки и оформили их на себя и своих родственников, ведь стоимость этих земель резко подскочила в цене. Аналогичная ситуация произошла и на вотчине Н. Байтемирова – в селе Байбек, а также в соседнем Малом Арале. Не так давно руководству района стало известно, что именно по этой территории Каспийский Трубопроводный Консорциум планирует прокладывать автодорогу к насосно-перекачивающей станции на линии Каспийского трубопроводного консорциума. Согласно информации на официальном сайте компании, проект расширения предполагает прохождение дороги именно через эту территорию Красноярского района.

Руководство Красноярского района было прекрасно осведомлено, что здесь будет проходить данная трасса. И вместо того, чтобы обрадовать сельчан тем, что они теперь будут получать не малые дивиденды со своих земельных паёв, их просто-напросто кинули.

Н. Байтимиров, будучи главой Байбека, а потом и главой района, умолчал об этом.

Обладая и держа втайне от земельных дольщиков СХП «Родина» информацию о том, что нефтяная компания КТК будет платить арендную плату за землю, Н. Байтемиров оказал содействие в оформлении этого участка в собственность ООО «Даркул-сервис». Многим жителям района известно, что Н. Байтемиров был директором и единственным учредителем ООО «Даркул-сервис». После избрания на должны главы муниципального образования учредителями своей фирмы «Даркул-сервис» он поставил своих родственников: дочь Людмилу и младшего брата Хайруллу.

По предварительным оценкам, стоимость аренды этого участка земли составляет 1 миллион 800 тысяч рублей в месяц. Разделим на 232, поучаем 7-8 тысяч ежемесячных дивидендов с аренды каждому дольщику. Байбек — село небольшое. Молодежь отсюда уезжает в город, свой век здесь доживают пенсионеры. Байбекцы жалуются, что работы здесь нет. Если зарплата доходит хотя бы до 5 тысяч рублей — это уже хорошо. Так что деньги, которые могли бы получить дольщики от аренды земли, материальное положение в байбекских семьях значительно улучшили бы.

Н. Байтемиров был обязан объявить эту важную новость всему населению на сходе граждан, особенно тем, кто является дольщиками земель СХП «Родина». Ведь именно через их общие земли будет проходить дорога. Узнав эту новость, дольщики земли со своими родственниками вряд ли бы стали продавать свои паи по дешевке и не дали бы разрешение выделить землю «Даркул-Сервис» именно под будущей трассой, чтобы только предприятие Байтемирова единолично снимало бы все сливки с арендной платы в свою пользу. Но Н. Байтемирову и его родственникам было не выгодно сообщать об этом сельчанам. И «Даркул-Сервис» втихаря приступил к покупке по дешевке у других дольщиков их земельных паев и выделению земельной доли. Общее собрание дольщиков провели формально.

Жители Красноярского района уверены, что их обманули. В списках владельцев колхозной землёй — 232 дольщика. При этом, земля на участки не разбита. Для того, чтобы территория перешла в категорию частной, нужно провести собрание совладельцев, получить разрешение на конкретный участок. После этого — межевание и оформление необходимых документов. Отделить свою частную собственность от коллективной изъявили желание несколько дольщиков, чьи земли и купило «Даркул-сервис» с мотивировкой для сельско-хозяйственных нужд. Если бы эти земли оформлялись бы для пастбища, то их размер должен был бы быть 20 на 20 или 10 на 10 км в одном месте. Но в данном случае вышла узкая тропинка: несколько метров в ширину и 13 км в длину. То ли для одной, но очень длинной грядки, то ли для компактного пастбища. Но как объяснить корове, что за эти несколько метров выходить нельзя? Не поймет ведь.

Похожая ситуация сложилась и в селе Степное, где колхозные земли, по которым пройдёт та же инфраструктура КТК, были оформлены сначала на ближайших родственников бывшего главы сельсовета Сарсембиева, а затем переоформлены на третьих лиц. Сейчас решить эту проблему сельчане пытаются своими силами. Инициативная группа дольщиков занимается составлением писем и обращений. Отстоять свое право на землю — главная цель возмущенных сельчан, которые теперь практически каждую неделю выходят на митинги против главы района Н. Байтемирова.

Сложившаяся ситуация с земельными паями в Красноярском районе, когда местные чиновники распоряжаются общими землями жителей сёл в угоду личным интересам, накаляет здесь общественно-политическую обстановку, при которой люди ставят вопрос о недоверии районной власти.

В своём интервью газете «Красноярский вестник» от 3 апреля 2012 года глава МО «Байбекский сельсовет» М. Д. Джанишев ссылается на протест прокурора района: якобы исполнительный орган власти не может выступать в роли покупателя, но, в то же время, администрация МО «Степновский сельсовет» выкупила уже у своих дольщиков 70 долей, и не было никаких протестов прокуратуры в адрес исполнительной власти.

По мнению инициативной группы по восстановлению прав обманутых дольщиков МО «Байбекский сельсовет», Миграм Даутович в своём интервью лукавит, что все мероприятия с «землёю трёх байбекцев» проходили законно. Протокол собрания собственников земельных долей от 15.01.2011 г. не соответствует закону, т. к. из 59 собственников земельных долей, якобы присутствующих на собрании, 35 человек отрицают своё участие в данном мероприятии, из 14 человек по доверенности 9 отказываются от передачи своего права голоса. И в итоге на собрании дольщиков 15.01.2011 г., где выделили из общей собственности свои доли Кожахаева Жамал, Юсупов Кадыр и Юсупова Жумагиз, присутствовало всего 15 человек, т. е. кворума для принятия решения не было. И всё интервью Джанишева М. Д. - сплошное оправдывание своих действий в угоду главы района Н. Байтемирова. Эта история в очередной раз подтверждает во всей «красе» лицо и суть руководства Красноярского района. Эта власть обобрала инвалидов, пожилых людей, детей, безработных граждан, которые и так нахлебались в последние годы. Причём материально и морально растоптала своих же односельчан, тех, кто рос с ним на одной улице, деля радости и невзгоды.

Народ требует обещанный референдум

8 апреля в селе Красный Яр состоялся митинг жителей Красноярского района. Организаторами митинга стала инициативная группа обманутых дольщиков земель Байбекского, Малоаральского и Степновского сельсоветов. Главной темой акции протеста стала история с куплей-продажей паёв, которая должна быть отменена. Люди ярко и эмоционально выступали за отставку главы района Н. Байтемирова, а также требовали призвать его к ответу за свои антинародные деяния.

На митинге также присутствовали жители других сёл и самого Красного Яра, напомнившие Н. Байтемирову о его обещании, которое он дал в своей предвыборной газете 2009 года - провести референдум с оценкой его деятельности по истечении двух лет нахождения в должности. Два года прошло, и жители Красноярского района публично потребовали назначить дату референдума по вопросу о доверии главе Красноярского района Н. И. Байтемирову.

Олег Морозов,

"Факт и компромат" № 12, 20.04.12.