По сухой статистике, каждый год на автомобильных дорогах нашей страны гибнет 30 000 человек. Если представить наглядно, то каждый год гибнет в ДТП два Камызяка. Чаще всего в этом виноваты люди. Можно долго рассуждать на тему дорожного покрытия в нашей стране, сетовать на практически повсеместное отсутствие «отбойников» между встречными полосами движения, но всё это будет ничем иным, как отговорками. На самом деле проблема в неуважении между автомобилистами и пешеходами.
Будем смотреть правде в глаза – качество дорог в нашей стране в обозримом будущем не вырастет. Протяжённость улиц, переулков, трасс и грунтовок слишком велика, чтобы разом привести их в нормальный вид. Безопасность дорожного движения остаётся целиком на совести его участников. Но вот у всех ли есть такая совесть или, хотя бы, осознание того, что они делают?
Бесправные нарушители
Самая болезненная тема – безопасность детей на дорогах. Дети - одна из самых уязвимых категорий людей, поскольку не в полной мере осознают опасность дорожного движения и в силу своего роста не очень заметны водителям. А в последние годы участились случаи серьёзных аварий с участием подростков, управляющих «скутерами». Подобные транспортные средства законодательством почти приравнены к велосипедам и требуют для управления ими водительского удостоверения. Получается, что ребёнок четырнадцати лет, управляя подобным «скутером», способным разогнаться до скорости, превышающей допустимые в городе 60 километров в час, может совершенно не знать правил дорожного движения и соблюдать их обязан чисто формально. Поскольку у него нет водительского удостоверения, то и средств воздействия на него тоже никаких нет. И это при том, что подобный «скутер» сам по себе очень опасен для того, кто им управляет. Учитывая, что средствами защиты в виде шлемов пользоваться «не модно», получается совершенно дикая картина. Дети на вполне полноценном транспортном средстве ездят как угодно, подвергая опасности свою собственную жизнь, радостно обгоняя движущиеся в плотном городском потоке автомобили, не подозревая о таких понятиях, как «мёртвая зона» зеркал заднего вида. Но это дети, они за себя ещё не в полной мере отвечают и им можно многое простить. А что же делают взрослые?
В обществе принято считать, что во всех ДТП виноваты водители. Они и на пешеходных переходах не уступают, и вообще ведут себя по-хамски. Обычно так говорят пешеходы, которые не знают правил дорожного движения. С этой категорией людей сложилась ситуация, аналогичная с детской. Формально для них предусмотрены наказания за нарушения правил дорожного движения. Но фактически меры воздействия на них отсутствуют. Устраивать погоню из-за ста рублей штрафа за проскочившим на красный свет пешеходом никто не будет. Вся ответственность за нарушения ложится тяжёлым бременем на совесть пешехода, которая, порой, такой нагрузки не выдерживает.
Путь на кладбище
Есть в Астрахани очень интересный перекрёсток, на котором практически никто не соблюдает правила дорожного движения, причём реально подвергая свою жизнь опасности. Это пересечение улиц Нововосточная и Софьи Перовской – напротив кладбища. Местный режим работы светофора может показаться непонятным для тех, кто не в курсе правил дорожного движения. При переходе через улицу Софьи Перовской со стороны «Восточного», пешеходу загорается красный свет. Сначала ему всё кажется логичным, так как поток со стороны села Началово движется непрерывно. Затем поток постепенно останавливается, и в лицах пешеходов, которые впервые там идут, возникает недоумение – как же так, поток стоит, а им по-прежнему горит красный свет. Не доверяя светофору, люди начинают идти на красный. Но в это время два самых дальних от него ряда (движущиеся со «Спутника» в сторону села Началово) продолжают движение на зелёный свет. И пешеход оказывается в очень невыгодном для себя положении, поскольку данный поток движется обычно со скоростью около 60 километров в час и пешеходов не замечает из-за стоящего транспорта на других полосах дорожного движения.
Если на Западе ты переходишь улицу на красный, то на тебя смотрят, как на идиота, а у нас так смотрят, если ты на красный стоишь и дожидаешься зелёного. Зато как часто у нас любят говорить о гражданском обществе и о том, какие на Западе вежливые водители.
Кстати, складывается такое ощущение, что большая часть пешеходов вообще не подозревает, зачем сделаны пешеходные переходы, и почему переходить надо именно на них. Тоже самое можно сказать и о водителях, которые нетерпеливо сигналят тем, кто дошёл до пешеходного перехода и переходит улицу как положено.
Чудеса ДПС
В городе есть несколько мест, где водители регулярно нарушают правила дорожного движения. Одним из таких мест является мост возле мясокомбината. Видимость там достаточно ограничена, поэтому обгоны с выездом на встречную полосу периодически приводят к авариям, заставляющим в итоге стоять в многочасовых заторах всех, кому нужно на тот берег. Там висят знаки, запрещающие обгон, даже как-то сплошную полосу рисовали. Однако вмешательство ДПС в ситуацию свелось к паре дней выявления подобных нарушителей. Зато на улице Первой Перевозной, в том месте, где отчерчена сплошная полоса, ограничивающая полосу для мифических маршрутных транспортных средств, сотрудники ДПС с камерами дежурят регулярно. И сплошная так чётко нарисована, что может показаться, как милиционеры покупают мелки и подрисовывают. Ведь во всём городе с разметкой проблема, а там – идеально. Маршрутка в этом месте ходит очень редко, риск с ней пересечься минимален. Но сотрудники ДПС регулярно охраняют эту полосу от посторонних и штрафуют всех, кто осмелится её пересечь. А вот там, где реальные нарушения – их нет.
Никому мы не нужны, кроме нас самих, следовательно, давайте уважать друг друга на дорогах, и всё у нас будет отлично. Тогда не помешают ни устаревшие правила, ни безграмотно настроенные светофоры, ни сотрудники ДПС.
Вадим Окороков,
"Факт и компромат" № 41, 24.12.10.