Уборочная страда в минувшем году имела свои особенности. Маловодье, жаркая погода, саранча, естественно, могут сказаться на итогах. Но астраханские земледельцы научились даже в самых сложных условиях выращивать богатые урожаи. Об этом говорят последние годы, когда в закрома родины отправлялось более миллиона тонн растениеводческой и бахчевой продукции. Но, как это ни печально, научившись выращивать, земледельцы не научились сохранять весь урожай и вовремя его перерабатывать. Часть его, хотим мы этого или не хотим, остаётся в поле, гибнет на корю.
Причин этому много. Но основные из них – нехватка техники, рабочих рук, нерасторопность. Много уже лет прошло, но наши земледельцы так и не научились, так и не приспособились к работе в рыночных условиях, когда спрос рождает предложение, когда на первое место выходят экономическая целесообразность, в результате которой производитель может получить хороший доход, а может оказаться и в проигрыше…
Но вернёмся к проблеме, которую я затронул в самом начале этого материала: о переработке продукции, которую не успели реализовать и которая осталась в поле неубранной и гибнет на корню.
Не мне говорить, что в нашем регионе с сохранностью и переработкой овощей дела не блещут. Об этом новый министр сельского хозяйства Алексей Галкин знает не понаслышке. Сам фермерствовал не один год… и не удивительно, что в своей речи при вступлении в должность публичной заявил о цели наладить работу перерабатывающей промышленности. Научились, мол, выращивать, теперь, мол. Надо научиться её сохранять. И одним из звеньев этого – умелая и качественная переработка. Ну что тут сказать? Только одно. Намерения нового министра хорошие и правильные. Как говорится, поживём, увидим… Но хочется сказать, что об этой проблеме уже много умных слов сказано.
Когда-то Астраханская область была в лидерах по переработке овощной продукции и даже фруктов. В те далёкие годы в области ещё фруктовые сады были. Потом их не стало. Сейчас, слава Богу, фруктовые сады стали потихоньку возрождаться. Может быть, в области появятся фруктовые консервы в широком ассортименте. А пока только делаются попытки. С началом перестройки консервная промышленность региона пришла в полный упадок. И не удивительно. Сельское хозяйство зачахло. Уменьшились до предела посевные площади. С них стали получать до смешного маленькие урожаи. До переработки ли тут было? Хотя бы что вырастили – реализовать. Не оставить в поле…
Если заглянуть в историю, в Астраханской области одно из крупнейших перерабатывающих предприятий в стране – Астраханский овощеконсервный комбинат мощностью 140 миллионов условных банок в год. Что считалось своеобразным рекордом при среднегодовой производительности 110 миллионов условных банок. На базе овощеконсервного комбината в 1968 году было создано производственное объединение консервной промышленности, куда вошли Харабалинский, Ахтубинский, а с 1982 года и Никольский консервные заводы. Кроме них по всему региону действовали пункты приёма и переработки в пульпу томатов. Из этой пульпы производилась отличная томатная паста. Кроме названных предприятий в объединение консервной промышленности входили предприятия с малой производительностью. Это Красноярский и Олинский консервные заводы, а также целый ряд колхозных консервных цехов. Таковой была консервная промышленность региона в советское время. Сейчас перерабатывающая промышленность стала понемногу выходить из застоя. Есть даже опыт производства продукции, которая востребована даже в некоторых странах Евросоюза, в Израиле, в Канаде. Во всяком случае, так было всего полтора-два года назад.
По данным на октябрь 2013 года в регионе действовало 15 профильных предприятий. В их числе несколько предприятий индивидуальных предпринимателей. Они на середину октября 2013 года в общей сложности переработали 36519,5 тонн овощей. Несколько больше, чем на середину октября 2012 года. Другими данными, к сожалению, я не располагаю.
Казалось бы, радоваться надо. Но не до радости. Проблем в консервной промышленности хватает. Они мешают росту и развитию отрасли. Однако первые успехи, которые уже есть, заставляют переработчиков не останавливаться на достигнутом. Идти дальше, развивать производство, модернизировать технологический процесс, обновлять оборудование. Собственных средств на эти цели не хватает. Поэтому переработчики уповают на федеральный центр и на правительство региона. К сожалению, федеральный центр не очень щедр на помощь и не торопится помогать предприятиям консервной промышленности. Поэтому вся надежда на местные власти.
Надо сказать, что не является большой тайной некоторое непонимание между производителями продукции и переработчиками этой продукции. Одни вроде бы могут обойтись и без консервщиков, отправляя всю продукцию на реализацию в торговые сети и перекупщикам. Это выгодно, удобно и доходно. А пока местные производители не очень торопятся отправлять продукцию на переработку, переработчики в это время или должны простаивать, или пользоваться продукцией из других регионов. Что, в общем-то, делается довольно часто. Поэтому необходимо подумать о создании единого координационного центра между теми, кто выращивает продукцию и теми, кто её перерабатывает.
Проблем много. И все они ждут решения. Готово ли к этому региональное министерство сельского хозяйства и лично господин министр?
Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 29 (639)