Отдавая предпочтение овощам, забыли о молоке, или Какие проблемы не решает министр Галкин
Завершившийся год опять был довольно успешным для сельхозпроизводителей Астраханской области. Радует, прежде всего, растениеводство. Увеличилось производство овощей и бахчевой продукции. В общей сложности земледельцы реализовали её более одного миллиона тонн. Неплохо, ничего не скажешь. К такому показателю астраханские аграрии уже привыкли. Несколько лет подряд он становится своеобразным ориентиром, на который они равняются.

Серьезные сдвиги делает перерабатывающая отрасль. Наиболее перспективной можно считать переработку овощной продукции. Ежегодная модернизация перерабатывающих мощностей позволяет увеличивать производство и расширять ассортимент. В области, к примеру, запущен проект «Астраханский агропромышленный комплекс по выращиванию и переработке сельхозпродукции». Одной из его составляющих стал завод томатной пасты вблизи села Заволжье Харабалинского района. Он уже практически полностью вышел на проектную мощность, что позволило астраханскому губернатору Александру Жилкину заявить о возможностях региона обеспечить этой продукцией половину России. Ну, коль сказал, значит так и будет.

Завалим и арбузами. Их ежегодно производим с избытком. Только вот качество их, особенно ранних сроков созревания, не радует потребителей. И если иногородние жители России астраханские арбузы покупают охотно, астраханцы на раннюю продукцию не особо клюют.
В некоторых иногородних СМИ распространяется информация, что бренд «Астраханский арбуз» померк. Первенство теперь держим не мы, а Оренбургская область. А здесь небольшой городишко Соль-Илецк. Вот такие дела. Местному министерству сельского хозяйства это должно быть в укор. Думать надо, как решить эту проблему. Впрочем, не только эту.
Не может облминсельхоз под руководством Алексея Галкина решить и молочную проблему. Вместо молочных рек, у нас текут ручейки. Объёмы производства молока мизерные, хотя есть все возможности улучшить здесь показатели и обеспечить астраханцев пусть не полностью, но в достаточном количестве местными молочными продуктами. Но до этого далеко, как до луны…

Впрочем, с молочной продукцией не всё гладко в стране в целом. Выступая на агропромышленной выставке «Золотая осень» на ВДНХ министр сельского хозяйства России Александр Ткачёв заявил, что полностью вопрос с обеспечением россиян отечественным молоком будет решён в течение ближайших десяти лет. Точно такой же срок был определён два с лишним года назад прежним руководителем минсельхоза. Время идёт, а проблема остаётся. Получается, что за определёнными успехами в производстве мяса птицы и свинины с молоком мало что меняется. В минсельхозе уверены, что заграница нас не забудет и обеспечит сухим молоком. Чем больше будет сухого молока, тем больше будут российские «молочные реки». Но в народе говорят: на дядю надейся, а сам не плошай.

Эксперты уверены, из-за дефицита молока в магазинах много фальсификата. Несмотря на то, что количество фермерских молочно-товарных ферм в стране становится больше, крупных предприятий по производству молочной продукции не так уж и много. Это целиком и полностью относится и к нашей области. У нас крупных производителей молока нет. А малые хозяйства не способны обеспечить потребность населения. Вот и завалены полки наших супермаркетов иногородней «молочкой».

У нас в микрорайоне своеобразным монополистом является магазин «Покупочка». Здесь молочной продукции много. Как говорится, на любой вкус и цвет: кислая, пресная, солёная. И практически вся она из Волгоградской области. Спасибо нашим соседям, они о нас хорошо заботятся, заполняя вакуум, который создан по вине местного министерства сельского хозяйства.

Известно, что больше всего молока производится в регионах южного федерального округа. В частности, в Краснодарском крае, Ростовской и Волжской области. И не удивительно. Чем дальше от южных областей, тем меньше производится молока, потому что здесь меньше крупных молочно-товарных хозяйств.

Чтобы продукт производился в том количестве, которого требует рынок. Это, естественно, относится и к молоку и молочной продукции, необходимо, чтобы бизнес по его производству был выгодным. Но в молочном бизнесе очень много рисков: это и рост себестоимости производства, и сложность вхождения в сетевые магазины, и периодические колебания рыночной цены.

Молочное животноводство всегда считалось самой тяжёлой отраслью. Чтобы поддержать производителей, государство даёт субсидии, в России стараются субсидировать те хозяйства, которые заняты производством молока. Но эти субсидии не велики и не всегда покрывают непредвиденные расходы. В Европе в цене одного литра молока до 40 процентов субсидий, у нас – до 13 процентов.

Не секрет, что все производители стараются попасть в торговые сети. Стремление хорошее. Но торговые сети накручивают цены везде, где могут. При нормальной общей наценке в 30 процентов от себестоимости, она в разных магазинах разная и составляет от 25 до 85 процентов. Наценку в 85 процентов никак иначе как бандитской не назовёшь. Но бывает и так.

Чтобы было много молока на магазинных полках, корова должна давать высокие надои. За границей корова даёт 10 и более тонн молока в год. Причём в течение пяти лет. Наши бурёнки выдыхаются за два-три года. При этом надои у наших бурёнок почти на треть ниже, чем у «забугорных». А ведь наши животноводы держат высокоудойных животных происхождением из Европы, Канады, Америки, северных стран. Там в последнее время наша страна закупает племенной скот. К сожалению, необходимой отдачи наши животноводы не получают. Вот и не хватает нам своей «молочки». Приходится закупать там, где производят её много.

Борис Волжский, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 46 (705), 2016 г.