Отец Вальдемар: об истории и современности католического прихода в Астрахани

AST-NEWS.ru не раз рассказывал своим читателям о личностях, чья деятельность направлена на сохранение духовных ориентиров и о местах, где испокон веков формировались культурные связи и традиции. Сегодня наш собеседник – настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы Римско-католической церкви в Астрахани отец Вальдемар Мацкевич.

Отец Вальдемар родился в польском Эльблонге на территории бывшей Восточной Пруссии недалеко от российской границы. В 1987 году поступил в монастырь. После окончания духовной семинарии в 1994 году рукоположен в священники. В том же году приехал в Россию. Первые восемь лет своего служения в нашей стране отец Вальдемар работал в Калининградской области, после чего в Калуге, в Туле, в Элисте. Первоначально служил в Астрахани с 2010 по 2014 годы, вновь вернулся к нам в 2018 году.

Отец Вальдемар – член Ордена Братьев Меньших Конвентуальных, также известных как францисканцы.

Отец Вальдемар: На территории Астраханской области францисканцы присутствовали с XIII века. Во времена, когда здесь была Золотая Орда, папа римский послал к великому хану монголов две францисканских и две доминиканских дипломатических миссии. Дипломатическая миссия францисканцев остановилась в Сарай-Бату, но не нашла здесь хана, который отправился на выборы нового великого хана в Каракорум. В Сарай-Бату осталось несколько монахов, они основали здесь обитель. Их миссии разрослись и в начале XV века здесь уже существовала епархия Сарматской земли.

В те времена тут было много армянских беженцев из Персии. В XVI веке,когда Астрахань уже была русским городом, здесь появилось много армян из Персии в том числе армяне-католики со священником-францисканцем из ответвления Ордена, называемого капуцинами. А ближе к XVIII веку они построили первый католический храм, открыв при нём школу.

Нынешний храм 1762 года постройки стал первым католическим храмом в России, строительство которого началось после Смутного времени. И несмотря на то, что по факту открытия он считается третьим в России после московского и петербуржского, его строительство началось раньше, без императорского позволения, но с разрешения астраханского губернатора.

Это стало возможным благодаря инициативе настоятеля храма капуцина отца Ромуальдо а Понто, чешского немца, доктора медицины. Он лечил бедных людей бесплатно, а состоятельные горожане давали деньги на возведение храма. Так в Астрахани появился храм, в облике которого сочетаются два архитектурных стиля: позднее барокко и ранний классицизм.

Отец Ромуальдо умер в конце XVIII века и похоронен в крипте храма. После того, как в 1935 году храм закрыли, все находящиеся в его подвалах могилы осквернили мародеры. Здесь захоронены три монаха, судя по найденным останкам. Сейчас они помещены в храме, ведь подвалы затоплены водой.

IMG_5866.jpg

AST-NEWS.ru: Насколько ситуация с подмочкой грунтовыми водами опасна для сооружения?

Отец Вальдемар: Несмотря на то, что федеральное министерство культуры время от времени выделяет средства на реставрацию, борьба за то, чтобы грунтовые воды не входили в массивные стены пока не увенчалась успехом. Состав вод достаточно агрессивный, они размывают штукатурку, которая не может долго держаться на стенах.

Просто откачать воду из подвала нельзя. В 90-е годы прошлого века предпринимались такие попытки, но специалисты запретили это делать, ведь безопаснее, когда вода стоит. Её циркуляция между кирпичами вымывает связующие материалы. Это может серьёзно повредить фундамент. Лучше всего было бы отсечь стены храма от фундамента с помощью материала наподобие плёнки, чтобы не позволить проникновению влаги в их основание.

Из-за этой проблемы у приходящих сюда создаётся впечатление, что в храме идёт постоянный ремонт: нижняя часть здания находится не в лучшем состоянии. Пока мы ничего не можем с этим сделать. Даже если покрасим стены, краска вместе со штукатуркой вскоре отпадёт. Нужны очень большие средства и установка правильной вентиляционной системы. Но у нас длительное и жаркое лето, так что лишняя влага довольно быстро испаряется.

Все решения по ремонту и реставрации принимает министерство культуры страны: здание храма – памятник архитектуры федерального значения. Нам оно отдано в безвозмездное пользование.

IMG_7129.jpg

IMG_7130.jpg

IMG_5864.jpg

AST-NEWS.ru: Расскажите, пожалуйста, о своём приходе. Кем были прихожане храма раньше, и кто приходит сюда сегодня?

Отец Вальдемар: С момента возведения этого храма, основной частью его прихожан были армяне, которых в Астрахани во второй половине XVIII века было несколько сот. Здесь также были итальянцы, выходцы из немецких земель. Среди них были купцы, учителя, архитекторы: в то время в Астрахани шло активное строительство.

На рубеже XVIII-XIX веков появилось довольно много поляков, сосланных после нескольких восстаний, а также военнослужащие – призывники, прибывших в Астрахань с западных российских земель. Также появились немцы, многие из них поселились в окрестностях Саратова, но несколько десятков семей приехали в Астраханскую губернию. Большинство из них были лютеранами, но около двухсот человек являлись прихожанами нашего храма.

В начале XX веке наш приход насчитывал порядка двух тысяч католиков, среди них было много беженцев с западных рубежей империи, которые прибыли в Астрахань в ходе Первой Мировой войны. После того как Польша получила независимость, многие поляки уехали из Астрахани.

Поляк Бронислав Громбчевский был астраханским губернатором и наказным атаманом Астраханского казачьего войска в период с 1903 по 1906 годы. Впоследствии он также уехал в Польшу.

Здесь остался настоятель Адам Деш – русский немец. Он умер в Астрахани в 1937 году после нескольких лет ссылки. Он был ещё не пожилым, но очень больным человеком. За два года до смерти, когда храм был закрыт, его выгнали с территории, где он жил в подсобных помещениях. Его приютили прихожане.

В начале Великой Отечественной войны большую часть немецкого населения выслали из Астрахани подальше от фронта. После часть из них вернулась. Наш храм стал опять действующим только в 1992 году. В разные годы он служил разным целям. Долгое время здесь находились мастерские по изготовлению деревянных изделий. А в 80-х годах министерство культуры получило это здание в своё распоряжение. После реставрации тут расположился филиал картинной галереи, где выставлялись образцы западноевропейского искусства.

Интересно, что большинство из этих предметов принадлежали одному из прихожан нашего храма – австрийцу Отто Вибленгеру, жившему в Астрахани. Во время Первой мировой он, как гражданин враждебного тогда государства, вынужден был покинуть Россию, оставив свою коллекцию в Астрахани. Как мне рассказывали работники галереи, влажность в помещении не способствовала должному сохранению ценных экспонатов, поэтому они переехали в другое помещение.

Впоследствии храм был передан католическому приходу, который формировался в Астрахани с 1991 года, из прихожан, которые еще, будучи детьми, ходили сюда до 1935 года. Некоторые из них здесь крестились, принимали первое причастие и проходили конфирмацию.

Первым постоянным настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы стал отец Кшиштоф Немейский. Он начал служить здесь литургии. Кроме потомков немцев и поляков, на службы приходили иностранцы, люди, пребывавшие в духовном поиске.

В наши дни прихожанами храма в основном являются переехавшие в Астрахань католики или потомки прежних прихожан, они составляют порядка шестидесяти процентов. Остальная часть регулярно посещающих церковь католиков – это иностранные студенты, в основном из Африки. Из них сейчас самая большая группа португалоговорящих студентов из Гвинеи-Бисау.

В Астраханской области насчитывается не менее тысячи католиков. Воскресные мессу посещают около ста человек, а на Пасхальные и Рождественские службы в храме присутствуют примерно двести человек. Таким образом, регулярно в храме бывают 10-15 процентов католиков, проживающих в регионе. Те, кто живёт далеко и не может посещать службы часто, связываются по телефону.

IMG_7137.jpg

IMG_2855.jpg

Отец Вальдемар напомнил нам об ужасном происшествии, случившимся более двадцати лет назад.

Отец Вальдемар: В 2000 году произошла страшная трагедия. Настоятель храма отец Кшиштоф Немыйский был отравлен. Следствие так и не могло установить причину его отравления. Оно лишь установило личность отравительницы, но мотив её был не выявлен. Отец Кшиштоф помогал многим людям, в том числе и приехавшей из Казахстана 61-летней беженке, искавшей приют во многих религиозных организациях города. Так она стала жить в доме католической общины. Однажды, приготовив травяной чай, она угостила им отца Кшиштофа и молодого дьякона, после чего они почувствовали себя плохо. Роковым моментом явилось то, что они не сразу обратились к врачу, время было упущено и отца Кшиштофа спасти не удалось.

Следствие быстро выяснило, кто это сделал и чем был отравлен настоятель, вопрос вызывал только мотив преступления. По этому поводу существует очень много версий, но ни одна из них не доказана.

AST-NEWS.ru: Чем живёт приход сейчас, какие взаимоотношения у вас с представителями других конфессий?

Отец Вальдемар: Что касается духовенства, после трагической смерти отца Кшиштофа, епископ пригласил в Астрахань францисканцев, которые служили здесь до конца XVIII века. Таким образом, Орден снова обосновался в Астрахани.

Кроме меня, как настоятеля, в нашей маленькой обители есть ещё два брата – монаха-францисканца. Службы также проводят три сестры из конгрегации Семья Мариам, приехавшие из Канады. Они ведут большую работу с иностранными студентами.

В основном наши службы идут на русском языке, на который переведены католические молитвы, литургические тексты, песенники. Некоторые гимны традиционно исполняются на латыни. Но на Пасху и Рождество мессы проходят на нескольких языках.

Что касается христиан других конфессий, проживающих в Астрахани: православных, протестантов, прихожан армянской апостольской церкви, мы встречаемся на различных общественных и правительственных мероприятиях. С некоторыми представителями Православной Церкви и армянским духовенством у нас дружеские отношения: мы ходим друг к другу в гости, общаемся на исторические и духовные темы. У нас нет никаких межконфессиональных проектов, но личные отношения поддерживаем тёплые.

Атмосфера Астрахани историческая и современная способствует нашему мирному существованию и хорошему общению. Дружелюбие и симпатия ощущается в общении с астраханцами, даже если они не католики. Храм с давних времён способствовал развитию добрых отношений между людьми, исповедующих разные религии. Мы никогда не встречались здесь с межрелигиозными проблемами. Храм находится в районе, где очень много мусульман, и я ни разу не встречался с отрицательным или враждебным отношением к нам.

IMG_5863.jpg

IMG_5867.jpg

AST-NEWS.ru: Во время своего первого пребывания в Астрахани отец Вальдемар написал книгу «История Католической Церкви на Астраханской земле».

Отец Вальдемар: Я всегда увлекался историей, а тут ещё оказалось, что в Астрахани очень глубокие католические традиции. Например, первый российский академик Василий Тредиаковский учился в Астрахани в католической школе у патеров капуцинов. Пётр Первый посещал эту школу, которую очень похвалил, как и её библиотеку, несколько книг оттуда сохранились до нашего времени. Уже в XIX веке представители католической общины сыграли значительную роль в истории Астраханской губернии. Долгие годы атаманом казачьего войска здесь был Михаил Врубель, дедушка знаменитого художника, он был католиком. В астраханском архиве сохранились документы, подтверждающие, что он и его сын (отец художника) являлись членам нашего прихода.

Прихожанами католического храма были известные астраханские архитекторы Адам Малаховский и Виктор Вальдовский-Варганек, а также Иосиф фон-Вейскгопфен – издатель первой астраханской газеты «Восточные известия».

Наш храм посещала Станислава Климашевская – самый популярный астраханский фотограф конца XIX – начала XX века. Она также возглавляла римско-католическое благотворительное общество.

Сейчас очень многие наши молодые прихожане уезжают из Астрахани. На их место приходит новая молодёжь, но сам приход не увеличивается. Особенно состоятельных прихожан у нас тоже нет. Мы создаём свой приход своими силами, чтобы каждый член нашей общины ощущал свою причастность к общему делу. Формирование прихода – это прежде всего не здание, его восстановление и ремонт. Главное – это восстановление душ, строительство духовной жизни людей.

Здесь регулярно проводятся концерты органной музыки, которые пользуются у астраханцев большой популярностью. Таким образом, храм Успения Пресвятой Богородицы несёт не только религиозную, но и культурно-просветительскую миссию, делая Астрахань оплотом терпимости к проявлению духовных проявлений её горожан.

Беседовала Екатерина Некрасова