Фонд содействия реформированию ЖКХ подвёл итоги контрольной деятельности за минувший год. Немало внимания в отчёте уделено Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области. Приводим посвящённые ему выдержки.
В ходе планового выездного мониторинга и дистанционных контрольных мероприятий, проведенных Фондом в 2020 году, в Астраханской области фиксировалось в значительном объёме незавершение мероприятий по сносу расселенных аварийных домов, включенных в заявки 2008-2016 годов на предоставление финансовой поддержки Фонда на переселение граждан из аварийного жилья.
По результатам осмотров значительные строительные дефекты, из-за которых существенно ухудшаются эксплуатационные характеристики МКД, выявлены в зданиях в Астраханской области, переселение граждан в которые осуществлялось в рамках программ переселения 2013-2018 и 2019-2025 годов. В целях контроля за устранением выявленных нарушений указанные дома включены в предусмотренный приказом Минстроя России реестр обращений по вопросам качества жилых помещений.
Результаты мониторинга свидетельствуют о ненадлежащем проведении в Астраханской области мониторинга технического состояния МКД и неэффективном взаимодействии участников этого процесса (региональных и муниципальных органов власти, региональных операторов и управляющих организаций). Результатами этого в отдельных случаях являлось:
- выполнение капремонта в домах с высокой степенью износа, ремонт которых экономически нецелесообразен – впоследствии они были признаны аварийными,
- необоснованное включение аварийных домов в программу капремонта и домов блокированной застройки,
- нарушение очерёдности выполнения видов работ по капремонту,
- выполнение работ по ремонту имущества, не относящегося к общему имуществу дома,
- планирование работ, выполнение которых не требуется.
В Астраханской области зафиксированы факты неправомерного использования региональными операторами средств, выражающиеся в том числе в оплате фактически невыполненных работ и неподтверждённых затрат, нарушениях при применении расценок и коэффициентов к сметной стоимости, что привело к завышению стоимости работ.
Также в рамках мониторинга установлены факты ненадлежащего осуществления региональным оператором в Астраханской области функции по ведению учета фондов капремонта.
В Астраханской области нарушаются сроки реализации краткосрочных планов региональных программ. Основными причинами невыполнения планов названы:
- низкий уровень их подготовки,
- позднее проведение конкурсов по отбору подрядчиков,
- ненадлежащий контроль за их реализацией как со стороны регионального оператора, так и ответственных за реализацию программ региональных органов власти,
- нарушение подрядными организациями сроков и качества выполнения ремонтных работ.
По результатам проверки информации, представленной НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль», о нарушениях и недостатках при производстве работ по капитальному ремонту многоквартирных домов выявлены недостатки при организации и проведении работ по капитальному ремонту в МКД в Астраханской области. Оно выразилось в:
- некачественном выполнении работ по капремонту,
- нарушении сроков проведения капремонта,
- недостаточной проработке проектных решений и высокой стоимости услуг по проектированию работ по капремонту.
В Астраханскую область направлены соответствующие рекомендации о принятии мер по обеспечению устранения замечаний.
В частности, по результатам контрольных мероприятий Фондом в ГУЭБиПК МВД России направлены материалы о выявленных в ходе выездного мониторинга фактах неправомерного использования региональным оператором в Астраханской области средств фонда капремонта.
И.о. директор Фонда капремонта МКД АО с декабря 2019 года является Александр Раров. В ноябре минувшего года был оглашён приговор одному из его предшественников – Леониду Еремееву: за злоупотребление полномочиями он получил три года условно.