С принятием федеральной целевой программы «переход к комплектованию воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту», начался перевод частей постоянной боевой готовности на контрактный способ комплектования рядовым и сержантским составом.

Количество соединений и частей, переводимых на контракт, должно было составить 72 (147500 солдат и сержантов в частях постоянной боевой готовности).

Получив задание штаба СКВО, военный комиссариат астраханской области в короткие сроки приступил к отбору граждан, пребывающих в запасе на военную службу по контракту.

Руководство органа местного военного самоуправления, стараясь во чтобы то ни стало выполнить план-задание вышестоящего командования, выслужиться перед окружным начальством, красиво отрапортоваться, не ведя честный и открытый разговор о проблемах контрактной армии, гонясь за количеством и забывая о качестве призывного контингента, приступило к этой работе, которая и привела руководство областного военного комиссариата к позору и полнейшему краху.

В райвоенкоматах области уже с лета 2003 года были созданы так называемые пункты (отделения) по предварительному отбору граждан на военную службу по контракту. Специалисты по отбору граждан на военную службу по контракту, ранее находившиеся в штатах 4-х отделений, теперь непосредственно были переданы в подчинение военных комиссаров районов и стали называться начальниками пунктов (отделений) предварительного отбора на военную службу по контракту.

Руководство военного комиссариата Астраханской области, считая, что с задачей комплектования войсковых частей военнослужащими по контракту лучше справятся специалисты мужчины, под всяким предлогом, порой в нарушении Закона, поувольняло женщин, которые до лета 2003 года занимались отбором граждан на военную службу по контракту на должностях старших помощников начальников 4-х отделений военных комиссариатов. Пользы от этих перестановок не было никакого, если не сказать больше.

Слабо заботясь о престиже военной службы по контракту в нашем обществе, забывая о материальной заинтересованности военнослужащих по контракту, обеспечении их социальной защишенности, военный комиссариат Астраханской области через районные военные комиссариаты приступил к «комплектованию» войсковых частей военнослужащими по контракту, отбирая на службу любителей легкой наживы, которые шли в Армию зарабатывать, а не служить Родине. Материальная заинтересованность и являлась основным фактором привлекательности военной службы по контракту как профессии. На это была и нацелена основная работа военного комиссариата Астраханской области.

Агитационные беседы с потенциальными кандидатами на военную службу по контракту, отчеты, планы плодили гору бумаг, не повышая качество отбора кандидатов на военную службу по контракту. Кандидатов было немного, да и среди них большинство желающих не соответствовали предъявленным к ним требованиям. Абсолютное большинство военных комиссаров районов и начальников пунктов понимали пагубность этой затеи, но из-за своей трусости и нежелании конфликта с руководством военного комиссариата Астраханской области занимались выполнением задания облвоенкомата, идя на сделку со своей совестью. В этот период нашлись офицеры и гражданский персонал Российской Армии военкоматов, которые открыто сказали, что подобный способ комплектования войсковых частей военнослужащими по контракту - это путь развала Вооруженных Сил.

1 марта 2006 года в еженедельнике «Факт и компромат» была опубликована статья начальника пункта предварительного отбора граждан на военную службу по контракту военного комиссариата Наримановского района подполковника запаса В.Калашникова «Несокрушимая и легендарная?», где было прямо сказано, что Вооруженные Силы в настоящее время не готовы к переходу на контрактную основу, так как они сегодня не способны повышать уровень профессиональной квалификации контрактников, качество медицинского, жилищного, пенсионного и других видов социального обеспечения, гарантировать возможность профессионального образования во время прохождения военной службы, а также после увольнения. В публикации был сделан вывод, что военный комиссариат Астраханской области работает вхолостую, во вред Российской Армии, а в целом и государству.

Вместо того, чтобы проанализировать состояние дел с отбором граждан на военную службу по контракту в военном комиссариате, спланировать работу на перспективу, выйти с дельными предложениями в адрес штаба округа и Министерства Обороны, началась травля неугодного офицера запаса.

Уже на следующий день прибыла целая комиссия военного комиссариата Астраханской области по проверке деятельности пункта отбора, которая выискивала недостатки в работе его начальника, высасывая их из пальца.

Буквально через несколько дней по итогам работы комиссии был издан приказ военного комиссара Астраханской области № 91 «О нарушениях в военных комиссариатах районов порядка организации работы со служебной документацией и информирования представителей средств массовой информации». В данном приказе было сказано «…в еженедельной газете «Факт и компромат» от 1.03.06 г. За подписью Калашникова В.Г., работающего на должности начальника отделения (пункта) отбора граждан на военную службу по контракту военного комиссариата Наримановского района опубликована статья «Несокрушимая и легендарная?». В статье автор сформулировал выводы, сделанные на основе информации, известной ему по СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, что является нарушением ст.6 Инструкции «О порядке организации информирования представителей СМИ». Весь текст статьи содержит негативное отношение автора к вопросу комплектования Вооруженных Сил РФ военнослужащими по контракту, что не может не сказываться на качественном исполнении обязанностей по занимаемой должности начальника пункта. Предлагается рассмотреть вопрос целесообразности исполнения Калашникова В.Г. в должности начальника пункта исходя из его взглядов на формы и методы комплектования войсковых частей военнослужащими по контракту и роли военных комиссариатов в решении этих вопросов.

В последующем целый ряд офицеров, гражданского персонала обратились в военную прокуратуру, прокуратуру Астраханской области, губернатору Астраханской области, Министру Обороны с жалобами о грубых нарушениях Законодательства в ходе комплектования ВС РФ военнослужащими по контракту, граничащих с преступлениями, но действенных мер по борьбе с беспределом на этом важном участке работы военного комиссариата Астраханской области предпринято не было. Машина по комплектованию Вооруженных Сил военнослужащими-контрактниками (считай развалу ВС РФ), которая была запущена в 2003 году, работала в военном комиссариате не один год. К чему пришли, нам всем известно. План перевода Армии на профессиональную основу дал пробуксовку, а вернее было бы сказать, провален полностью. Провал – провалом, а кто же ответит за затраченные впустую миллионы рублей, загубленные судьбы райвоенкомов, начальников пунктов по отбору на контракт, военнослужащих контрактной службы? За утрату среди должностных лиц военных комиссариатов, граждан, пребывающих в запасе веру в честность, справедливость, порядочность?

О четырех летней контрактной вакханалии с 2003 по 2007 годы в военном комиссариате Астраханской области сегодня напоминает разве что наглядная агитация, когда-то утверждавшая, что военная служба по контракту - дело настоящих мужчин. С пыльных грязных потускневших баннеров и стендов на нас смотрят когда-то бравые воины - контрактники. Безмолвный взгляд их как будто бы спрашивает нас»: А правильный ли я сделал выбор, когда поверил военному комиссариату Астраханской области, обещавшему мне и моим землякам золотые горы при поступлении на военную службу по контракту?» Ответа нет.

Недавно мне удалось наткнуться в архивах военкомата на заявление подполковника запаса В. Калашникова, прослужившего и проработавшего в системе военных комиссариатов Астраханской области более 15 лет, того самого, который не побоялся задать вопрос»: А боеспособна ли сегодня Российская Армия? Готова ли она сегодня в случае необходимости выполнить боевую задачу?» и давшего ответ на свой же вопрос. Мне бы хотелось, чтобы в еженедельнике «Факт и компромат» это заявление было опубликовано полностью, так как под ним могли бы подписаться многие офицеры, прапорщики, гражданский персонал военного комиссариата Астраханской области, который в свое время сказал: «Нет развалу Российской Армии».

«Военному комиссару Наримановского района. Прошу уволить меня с занимаемой должности начальника пункта предварительного отбора граждан на военную службу по контракту в установленные Законом сроки, так как мои взгляды на принцип комплектования Вооруженных Сил РФ военнослужащими контрактной службы расходятся с требованиями вышестоящего начальства.

На сегодняшний день работа по комплектованию ВС РФ военнослужащими по контракту - это удел безнравственных, беспринципных и трусливых личностей, людей, которые свои личные интересы ставят выше государственных. Боясь потерять погоны, должность, работу, превратив отбор граждан на военную службу по контракту в выполнение задания вышестоящего штаба и пополняя армейские ряды случайными людьми, жадными на деньги, для которых такие понятия как честь, долг, любовь к Родине абсолютно неведомы и тем самым вольно или невольно принимают участие в преступлении, которое называется развал России и ее главного союзника - Российской Армии.

Своим действием или бездействием лично я не хочу принимать участие в окончательном уничтожении ВС РФ, которое происходит по вине должностных лиц военного комиссариата Астраханской области, Командования СКВО и Генерального штаба ВС РФ, ответственных за качественный отбор и комплектование Вооруженных Сил. 28.03.2007 г.».

Как стало известно на днях из надежных источников, военнослужащим контрактной службы войсковой части 63895 Каспийской Флотилии предложено написать рапорта об увольнении из рядов ВС РФ по собственному желанию без указания даты написания документа. Кто откажется это сделать, как пригрозило командование, будут уволены за невыполнение условий контракта. Обещают на смену профессионалам призывников. Дешевле они обходятся государству.

Вот такие пироги с контрактной начинкой.

Подполковник И. Бейпоцов,

"Факт и компромат" № 36, 17.11.10.