Недавно «Факт» озвучивал проблему завышенных тарифов на пассажирские авиаперевозки Москвой и Астраханью, которые, в частности, влияют на развитие туризма, так как, например, из Москвы в Сочи долететь стоит гораздо дешевле, чем в наш край. И вот этой насущной проблемой для нашего региона озаботился депутат думы Астраханской области Александр Башкин.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Александр Давыдович, почему вы стали разбираться со стоимостью билетов на авиарейсы сообщением между Астраханью и Москвой, обращая непосредственное внимание компанию Аэрофлот?
АЛЕКСАНДР БАШКИН: Во-первых, никакой нелюбви к самой известной, старейшей авиакомпании у меня нет. Мы её знаем с детства. И те недовольства, которые я высказываю о её работе, направлены только на то, чтобы помочь доминирующему на рынке «Аэрофлоту».
Потребители имеют право требовать качественного, недорогого обслуживания от компании, предоставляющей коммерческие услуги. При выборе услуги самый главный параметр, от которого отталкивается большинство потребителей – стоимость услуги. Вот, прямо сейчас мы заходим в интернете в любую поисковую программу по билетам на авиарейсы. Выбираем рейс «Астрахань-Москва», к примеру, на следующий понедельник, почти за неделю до вылета и смотрим самые дешевые билеты. Что получается: авиакомпания S7: 5508 рублей; Ютэйр: 6818 рублей; Аэрофлот: 10828 рублей. Ещё смотрим другой пример, на пятницу, за полторы недели до вылета: Ютэйр: 5600 рублей; S7: 5800 рублей, Аэрофлот: 6900 рублей.
Я ни в коем случае не хочу делать рекламу другим авиакомпаниям, тем более что, если у Аэрофлота несколько регулярных рейсов каждые сутки, то у других компаний даже не каждый день.
Но если посмотрим в те же дни на похожие рейсы, например «Ростов-на-Дону – Москва», то для них стоимость билетов будет отличаться в меньшую сторону. Даже на более дальние расстояния от Москвы билеты стоят дешевле, чем до Астрахани.
По данным из неофициального источника из Аэрофлота, позиция по ценообразованию такая, что если люди покупают билеты по этим ценам, то снижать их, смысла нет. Люди летают, самолёты полные.
То есть мы, астраханцы, проглатываем эту горькую пилюлю и продолжаем летать по дорогим ценам.
Стоит отметить другой немаловажный факт. Одно дело, когда я беру отпуск и лечу за свой счёт. А если я лечу в командировку или, например, руководство области, города, много других таких же перелётов происходит за бюджетный счёт, такие дорогие билеты, прошу заметить, оплачиваются из карманов налогоплательщиков! За год, таким образом, тратятся из бюджета десятки миллионов рублей.
«ФАКТ»: Зачастую стоимость билетов у авиакомпаний, обслуживающих сообщение Астрахани с Москвой, не особенно разнится. Не существует ли договорённости между ними по ценообразованию?
БАШКИН: Например, по имеющимся в интернете данным, ростовское антимонопольное ведомство возбудило дело и доказало в суде наличие такого сговора в своём регионе между тремя ведущими авиакомпаниями на рейсы сообщением с Москвой. Не исключено, что такое может быть и в других местах.
«ФАКТ»: Вы делали запрос, разбирались, из чего складывается такой дорогой тариф на авиаперелёты?
БАШКИН: Направить такой запрос не в депутатской компетенции. Как гражданина, пользующийся их услугами, имею права поинтересоваться. Я задал такой вопрос в открытом пространстве, написав об этом в своём интернет-блоге. В ответ я получил достаточно лукавую реакцию от Аэрофлота: укажите, пожалуйста, номер и дату рейса, на котором вас плохо обслужили.
Но я не говорил о плохом обслуживании. Я поднял тему о высокой цене. А разговор тут же был переведён в другое русло.
Мы, потребители, должны защищать свои права. Мы имеем право выбирать, и нужно этим правом по возможности максимально пользоваться.
Наш разговор, может быть, и не изменит ситуацию, но если мы любим и уважаем Аэрофлот, то хотелось бы рассчитывать на ответные чувства – уважение к астраханцам и гостям нашего города. И совершенно непонятно, почему при формировании цен на свои билеты в других городах Аэрофлот наиболее лояльно относится к тамошним жителям. Почему они могут себе позволить такие акции, когда «Москва-Нью-Йорк» туда и обратно стоит всего 15 400 рублей, а в тот же день вылетает рейс «Москва-Астрахань» по цене 11 400 рублей. Причём летают точно такие же воздушные суда с тем же расходом топлива.
«ФАКТ»: Может быть, вся проблема связана с астраханским аэропортом, который, возможно, задирает цены на обслуживание рейсов авиакомпаний?
БАШКИН: Ничего подобного. Я изучал тарифы астраханского аэропорта. На протяжении года цены не менялись. Например, топливный сбор дешевле, чем в Шереметьево.
А вот сами авиакомпании почему-то заказывают определенные услуги, не связанные с аэропортом, втридорога. Например, экипажи авиалайнеров проживают в одной из самых дорогих гостиниц Астрахани, одноместный номер которой обходится, примерно в 2500-3000 рублей в сутки. В то же время в аэропортовской гостинице для человека с улицы, зашедшего в любое время, проживание в номере со всеми удобствами стоит 1200 рублей. А для постоянного покупателя, как Аэрофлот, эта цена была бы ещё дешевле.
Почему они не пользуются услугами более экономичной гостиницы аэропорта, до которой пешком можно дойти, а предпочитают более дорогие варианты? А ведь эти расходы закладываются в стоимость оплачиваемых нами билетов.
Это, конечно же, их право, где ночевать. Хоть в самых дорогих люксовых апартаментах. Пожалуйста. Но тогда не включайте это в мои расходы на авиаперелёт.
«ФАКТ»: Может быть, Аэрофлот тратит много денег на еду, которой кормит на борту пассажиров?
БАШКИН: Любимая мной авиакомпания на питании как раз-таки серьёзно экономит и даже перестала его закупать на территории Астрахани в обратный рейс. Еду они теперь возят с собой, закупая её в Москве в оба конца. Но самое главное, что эти самолёты не оборудованы холодильными камерами. В результате, когда рейс совершает перелёт из Москвы в Астрахань, раздаётся питание в нормативно установленный срок, а то питание, которое предназначено на обратный рейс, хранится всё это время на борту самолёта день, ночь и тот период, когда задерживается вылет.
Есть установленные правила и сроки хранения продуктов питания на борту самолёта, не оборудованного холодильной камерой. Эти сроки составляют три-четыре часа. И я считаю, что стоит провести проверку, насколько соблюдаются эти сроки и правила.
Я не могу утверждать, но не исключено, что нас кормят просрочкой, хотя за такие деньги, которые мы тратим на билеты, можно было бы вообще гораздо приличнее кормить пассажиров, чем той едой, которую они предлагают в настоящее время.
Беседовал Максим Терский,
"Факт и компромат" № 37, 16.10.2012 г.