Случай этот произошел на моих глазах во время выборов мэра Астрахани в 2009 г., на которых конкуренцию действующему градоначальнику Сергею Боженову (естественно, едросу) составлял звезда маргинальной политики, депутат ГД РФ Олег Шеин (эсэр).

Остальные три кандидата исполняли роль мэрской подтанцовки. Шеин – самый яркий оппозиционный политик в РФ, побеждал, кажется, на всех выборах, где участвовал. На парламентских выборах в ГД РФ он обеспечил СР более 20% голосов по Астраханской области – лучший для партии результат по стране при средних 7,7%. Всю свою сознательную жизнь Шеин работал (если слово «работа» применимо в данном случае) депутатом – областной, затем - госдумы. Правда, в биографии у него написано, что он после вуза трудился школьным учителем в каком-то селе, но это, судя по всему, туфта – числился, чтоб в армию не забрили. Короче говоря, тип ушлый, реактивный и абсолютно безбашенный.

На мэрских выборах ему ничего не светило. Одно дело – на митингах глотку драть за все хорошее против всего плохого, совсем другое – за ЖКХ головой отвечать. Это подспудно чувствовали даже его фаны кроме совсем уж зазомбированных. Сам Шеин, конечно, мэром становиться не собирался, ибо не дурак – понимал, что это будет концом его бурной политической карьеры. Он ведь ничем в жизни не руководил, кроме своих многочисленных избирательных кампаний, да и образование историка ему вряд ли поможет при решении проблем городского хозяйства.

Но на выборы Шеин все же двинул со всей решительностью. Расчет был простой – срубить бабла и красиво слиться. Попросту говоря, он собирался подзаработать шантажом. В 2004 г. он умудрился навариться таким образом на мэрских и губернаторских выборах одновременно. Сначала заявил, что идет в губернаторы (тогда еще выборы были) и к нему тут же прибежали от действующего и. о. главы региона. Вроде как сторговались на 600 тысяч у.е. отступных. По словам моего знакомого, участвовавшего в передаче денег, получил он половину суммы, а вторую ему под каким-то предлогом зажали. Или, как говорят местные, зажилили (у губернатора фамилия Жилкин).

Тут же Шеин охладел к проблемам области и начал кричать о том, что областной центр надо срочно спасать от мэра-ворюги. Он даже подал документы в избирком, но, договорившись с основным кандидатом Боженовым (действующий мэр Безрукавников был безнадежным аутсайдером), объявил, что астраханцы, дескать, просят его остаться депутатом ГД и отстаивать их интересы в Москве. В какую сумму обошелся Боженову слив Шеина, неведомо, ибо расчет предполагалось сделать после выборов. Известно только, что шеинские протеже сели на многие хлебные должности в муниципалитете. Но, подозреваю, что ожидаемый бакшиш пламенный депутат не получил. Дело в том, что правая рука Шеина – Геннадий Смирнов, назначенный новым мэром командовать всем городским имуществом, на должности просидел буквально несколько месяцев, после чего был выведен из кабинета в наручниках и осужден. Видать, переусердствовал в распилах и откатах. В результате денежный ручеек в карман Шеина иссяк, и отношения между ним и мэром резко испортились.

Четыре года спустя Шеин решил отработать по обкатанной схеме. Обуреваемый не только жадностью, но и чувством мести, начал он за два года до выборов в своей карманной газетенке «Житель» рассказывать о том, как ужасно жить в Астрахани, как тут все рушится, и как безбожно воруют чиновники. Если верить «Жителю», то украли все что можно, а что нельзя, распилили и украли по частям. Разумеется, он пообещал стать мэром, всех воров посадить и сделать из Астрахани город-сад. И вот, выборы все ближе, а действующий глава почему-то не спешит отваливать бабло за то, чтобы главный оппозиционер ему не мешал. Пришлось Шеину выдвигаться. Сдал документы в избирком – а ему все равно отступные не предлагают. Что делать?

И вот подошел срок регистрации кандидатов. Боженова, естественно, зарегистрировали без проблем. А Шеину в регистрации отказали. Это известие, надо сказать, жутко расстроило всех сотрудников боженовского штаба. Ибо если Шеин в выборах не участвует, то выборов, как таковых, вообще не будет, поскольку конкурентов у действующего главы нет. Это значит, всех приглашенных полит-пияр- и прочих избирательных технологов разгонят по домам – бороться-то не с кем. Обрадовало это только мэра Боженова – экономия на выборах составила бы миллионов десять (в у.е, разумеется). Но радость длилась недолго.

Далее произошло событие, коему я был свидетелем. 31 августа 2009 г. Идет заседание боженовского штаба, где в присутствии кандидата обсуждаются бурные события дня и перспективы на будущее. Вдруг на сотовый Боженову звонят. Да не кто-нибудь, а сам Сурков (тот самый) и начинает обвинять Боженова в том, что тот не позволил Шеину участвовать в выборах. Причем сношение шло от имени Путина, которому, дескать, доложили, и тот очень осерчал, узнав про такой разгул административного ресурса в Астрахани. Заодно выяснилось, что крышующий Шеина Сергей Миронов уже начал раздавать телеканалам интервью, осуждая наглый беспредел, который творят в Астрахани представители правящей партии, подставляя сами знаете кого. Сам Шеин тем временем привычно собрал митинг и начал орать о том, что в Астрахани произошел антиконституционный переворот, захват власти криминалом и т.д.

Я бы рад передать получасовой диалог Боженова с Сурковым, но это был монолог. Бедный астраханский мэр пытался открыть рот, но мог лишь несколько раз произнести что-то вроде:

- Владислав Юрьевич, да я-то здесь при че…

- Владислав Юрьевич, можно я ска…

- Мы же все сделали пра…

- Да почему я должен отвечать за…

- Да вы меня послу…

- Так он же сам…

- Но как я мо…

Если б все пакости, брошенные Сурковым в адрес Боженова вдруг материализовались, здание рухнуло бы под их тяжестью, погребя нас под своими руинами. Директивы же мэру от имени Путина были переданы следующие: «Выборы должны быть честными. Раз снял конкурента – сам снимайся, либо восстанавливай Шеина!».

Немедленно заслушали штабного юриста. Тот лишь разводил руками и говорил, что к правовой сфере вопрос регистрации кандидата Шеина отношения не имеет. Оказалось, что этот тип специально сделал все, чтоб его ни при каких обстоятельствах не зарегистрировали. Всего избирком нашел 5 причин для отказа. Всех не помню, но две последних – стопудовые. Например, Шеин не сдал документы об образовании. Типа забыл. 10 раз в баллотировался – не забывал, а тут склероз внезапно случился. Ему пару раз звонили из комиссии – просили принести копию диплома, но у него руки не дошли.

Еще он отчего-то не создал кандидатский избирательный фонд. Точнее создал, но не фонд кандидата на пост главы МО г. Астрахань, а фонд списка кандидатов от партии «Справедливая Россия». Забыл, наверное, в каких выборах участвует – в мэрских или парламентских. Но счет избирательного объединения открыл. Интересно получается – все кандидаты могут иметь фонд в 2 млн. руб., а шеинское «избирательное объединение» – 5 млн. Но самое непоправимое состояло в том, что на свою агитацию Шеин незаконно истратил из постороннего фонда 300 тысяч рублей – более 10% от разрешенного кандидатского фонда. Даже если бы иных нарушений у него не было, то только за это он никак не мог быть зарегистрирован. Если по закону, конечно.

Короче, мэр встрял. Ослушаться Путина нельзя. Восстановить Шеина – невозможно. Подключили весь мыслимый и немыслимый административный ресурс. Однако регистрировать Шеина городская комиссия отказалась. То есть не то чтобы чинуши так чтят принципы и закон. Там сказали: «Мы зарегистрируем, но вы только придумайте формулировки, на основании чего мы должны отменить вынесенное вчера решение».

В итоге Шеина зарегистрировали решением областной избирательной комиссии. Подробностей не знаю. Какие формулировки выдумали – не ведаю. В очередной раз власть наклала на избирательное законодателсьтво. Раз Путин велит – надо класть. Но уникальность ситуации в том, что в этот раз клали на закон не затем, чтобы протащить кандидатов от ЕР, а в интересах совершенно отмороженного оппозиционера, который той же ЕР не раз катастрофически портил выборную статистику, а уж у губернатора и мэра он просто в печенках сидел. Чтобы было понятно, насколько он нагло себя вел: Шеин пару раз в месяц печатал газетенку тиражом 140 тыс. экз., в каждом номере которой рассказывал, сколько миллиардов украл губернатор и сколько лет лишения свободы он должен за это получить. С мэром вообще не церемонился. А выражение «банда казнокрадов» по отношению к партии власти в его устах было еще довольно пристойным на фоне более хлестких эпитетов.

В выборах Шеин вынужден был принять участие вопреки собственной воле. Конечно, он проиграл с разгромным счетом, набрав 26% против 65% у мэра. Разумеется, тут же поднял крик на всю страну, что он победил, набрав 70%, но победу у него подло украли, тотально сфальсифицировав результаты голосования. Я в это не верю. Во-первых, Шеин получил ровно столько, сколько ему давали результаты замеров (не те, что в газетах публикуются, а для служебного пользования, где приукрашивать смысла нет). Во-вторых, фальсифицируют выборы обычно тогда, когда для победы 10% не хватает. Ну, допускаю, что для подстраховки и для пущей убедительности могут накинуть 10%, даже если ставленник власти победил. Но на кой фальсифицировать, если выиграть можно честно и с большим отрывом? Наконец, зачем рисковать после такого скандала с регистрацией Шеина, когда действующего мэра чуть не пустили в расход без всякой вины? А ну как Сурков опять потребует честных выборов?

Господа оппозиционеры! Если хотите потеснить у кормушки партию власти, берите пример с Шеина: критикуйте ЕР безжалостно и самозабвенно – сможете бесплатно пользоваться путинско-сурковским административным ресурсом.