Доклад эксперта по правовым вопросам астраханского Комитета солдатских матерей Анатолия Салина на всероссийской конференции КСМ
в Москве.
Прежде всего, выражаю слова благодарности за то, что имею честь участвовать в данном мероприятии. Проблемы Армии мне хорошо знакомы, так как я с 1979 по 2010 г. проходил военную службу (от рядового до полковника) и, будучи ещё действующим офицером, с 2007 г. начал активно работать в правозащитной деятельности.
Наш астраханский КСМ в течение 17 лет является одной из ведущих организаций в Северо-Кавказском регионе. Мы постоянно выезжаем в\ч Дагестана, Осетии, Ростова, Волгограда, Чечни, на полигон Ашулук, в другие регионы и не понаслышке знаем о положении дел в Армии:
Основополагающая составляющая – призыв в ВС РФ. Все мы прекрасно знаем, что согласно ст. 26 ФЗ -53 «О ВО и ВС» призыв на в\сл организует глава ОМС совместно с военным комиссаром, и осуществляет эту функцию призывная комиссия. Но что на самом деле происходит.
Как правило, начальник отдела (райвоенком) выполняет все мероприятия по призыву граждан. В призывную комиссию обязательно включаются представители администрации, образования, здравоохранения, УВД, выполняющие задачи по основному месту работы, получающие зарплату не в призывной комиссии и лишь набегами посещающие военкомат. Таким образом, «правит балом» военком.
Для примера представляю на обозрение повестки, которые рассылает военкомат, вызывая граждан на призывные комиссии.
Согласно постановления правительства РФ № 663-2006 (Пр.МО РФ № 400-2007), установлена спец.форма повестки с определенным номером для каждого призывника, а вот повестки неустановленного образца, которые рассылает военкомат на 20.09.2010, на 21.03.2011., 16.09.11, 30.09.11гг. имеются откровенные угрозы, вмешательства в личную жизнь и предупреждения о принудительных приводах в военкомат сотрудниками ОВД. Мало того, что военкомат превышает свои должностные полномочия, так как в РФ, согласно ст. 25 ФЗ -53 установлены сроки призыва: с 1.04 по 15.07 и с 1.10. по 31.12, поэтому никакого призыва ни в марте, ни в сентябре быть не может! Также происходит и грубейшее нарушение ст. 24 ФЗ -53, когда у призывников по решению ПК имеется отсрочка, к примеру, до 1.07, а военкомат, нарушая закон, отрывая юношей от учебного процесса, рассылает повестки с вызовом на апрель, май и т.д.
Возмутительно еще и то, что военкомат, не получив согласия владельца телефона, названивает на его личные номера, тем самым вмешивается в личную жизнь граждан. Вызывая призывника на медицинскую или призывную комиссию, направляя на обследования и сдачу анализов, военкомат обязан компенсировать призывникам расходы на проезд, но на практике это не делается.
Замалчивая о правах и гарантиях призывников, военкомат в основном напоминает лишь об обязанностях и угрозах, хотя ст. 7 п. 3 ФЗ-53 четко говорит об ответственности должностных лиц.
В нарушение ст.28 п.6 ФЗ- 53 призывнику вручается повестка в Армию, а в требовании гражданина о выдаче ему выписки из решения ПК отказывают, объясняя это тем, что нужно написать заявление райвоенкому! Это выглядит, по крайней мере, абсурдно. Повестку получи прямо сейчас, а за решением приходи через 3 дня? И почему призывник должен просить об этом РВК, если решение принимает ПК под руководством главы района? Пора прекратить этот беспредел военкомата в Астраханской области!
Во-вторых, хочу затронуть тему ответственности не только должностных лиц военкомата, администрации, но и прокуратуры, осуществляющей надзор за соблюдением Закона. Несмотря на многочисленные нарушения законодательства РФ, прокуратура недостаточно эффективно, по моему мнению, работает. Можно даже сказать - в некоторых случаях бездействует. Если «гражданская» прокуратура что-то выявляет серьезное, то военная прокуратура, как правило, отвечает призывникам : «…всё в норме, фактов прокурорского реагирования не обнаружено, но вы можете обратиться в суд» (ответ уполномоченного по правам человека, ответ администрации Астраханской области, ответ прокуратуры Астраханской области по Енотаевскому району и для сравнения ответ военного прокурора Бельянинова В.И. по факту подрыва 1.04.11г. солдата-срочника Виктора Буряченко, у которого оторвало 4 пальца, выбило левый глаз, а в правом до сих пор остались осколки). Мне даже не хочется зачитывать эти строки.
С 1.12.2009 г. все должности военнослужащих в военных комиссариатах упразднены, в том числе в областных и краевых. Там сейчас практически все гражданские люди, но что же произошло в 2009 г.?
Опытных, подготовленных по вопросам призыва офицеров уволили в запас, но на работу обратно в большинстве случаев не взяли. Причина вполне понятна. Эти офицеры -профессионалы «отказались платить». Такие, как военный комиссар Хохлов Ю.С. и начальник ОМУ Штаба СКВО Чепуров А.А. организовали «кормушку». Эти два горе-полковника давно уволены приказом МО РФ, им отказано в дальнейшем продлении контракта, звание генералов они не получили, но плоды их работы очевидны (см. газету «Факт и Компромат»). Я не буду комментировать ситуацию по другим регионам, думаю, каждый знает её сам.
Вывод
Мы считаем, что существующая система призыва на военную службу изжила себя, необходимо реформирование и передача данных полномочий организациям ,не подчиненным МО РФ.
Набор в Армию должен происходить на добровольной основе, для чего необходимо поднять статус военнослужащих, обеспечить их льготами и социальными гарантиями, чтобы служба в РА была престижна.
При существующем законодательстве необходимо прекратить нарушения закона, ужесточить за призыв ответственность должностных лиц, прежде всего, глав районов и глав субъектов РФ, как председателей призывных комиссий. Считаю ненормальным, когда ребят, больных сахарным диабетом, туберкулёзом, энурезом, с врожденными заболеваниями опорно-двигательной системы, с нервно-психическими расстройствами отправляют в Армию. А в ответах чиновников и прокуроров сказано, что всё нормально, фактов нарушения закона не выявлено, и никто не виноват! Как только в РФ за данные нарушения будут привлечены к ответственности председатели призывных комиссий, т.е. 2-3 главы и хотя бы один губернатор, только в этом случае ситуация моментально может измениться в лучшую сторону, так как после этого у их подчиненных будет «бледный вид», и сразу появиться желание работать не по понятиям, а по законам РФ. Но это временная мера.
С уважением, Салин Анатолий Владимирович,
"Факт и компромат" № 38, 09.12.11.