Пьяный астраханец за рулём: анализ ситуации с ДТП
За пять месяцев текущего года в Астраханской области произошло 3059 дорожно-транспортных происшествий. Это на 49 процентов меньше, чем за такой же период прошлого года. Такие данные были озвучены на заседании региональной комиссии по безопасности дорожного движения.

Отрадно, что на 37 процентов стало меньше аварий по вине пьяных водителей. Однако радоваться не стоит. Пьяных водителей на наших улицах и дорогах – хоть отбавляй. А пьяный за рулём – это потенциальный убийца. К такому выводу пришла группа депутатов Государственной думы, разрабатывая специальный законопроект. Аварий, повлекших за собой смерть людей, становится всё больше, отмечено в тексте законопроект. Такие аварии носят все признаки преступлений с косвенным умыслом.

Уголовный кодекс трактует гибель человека в аварии, произошедшей по вине пьяного водителя, как смерть по неосторожности. Это подразумевает, что человек предвидел опасные последствия своих действий, но самонадеянно рассчитывал их предотвратить. То есть, отнесся к ситуации легкомысленно. Второй вариант такой ситуации: человек не предвидел исход, хотя при должной предусмотрительности должен был. То есть, гибель произошла из-за его небрежности.
Вывод напрашивается один. Садясь за руль в пьяном виде, человек преднамеренно нарушает закон. А значит, он преднамеренно становится преступником.
Сейчас за ДТП в пьяном состоянии, повлекшее смерть одного человека, виновный может быть наказан лишением свободы на срок от двух до семи лет. Если же жертв аварии две и больше, то срок лишения свободы может составить от четырёх до девяти лет. Депутатам это кажется недостаточно строгим. Поэтому в законопроекте предлагается ужесточить наказание и приравнять аварии со смертельным исходом к статье 105 Уголовного кодекса «убийство», что повлечёт строгое наказание: от шести до 15 лет лишения свободы, когда авария повлекла смерть одного человека, и от восьми до 20, когда в аварии погибло двое и больше людей.
Своим законопроектом депутаты намерены доказать повышенную общественную ответственность пьяных водителей за совершенную аварию. И таким образом усилить предусмотренное воздействие уголовного законодательства.
Строгостей для пьяных водителей придумывают всё больше и больше. С первого июля, например, ввели новые способы проверки на наличие алкоголя в крови. Раньше факт опьянения водителя устанавливался только по дыхательному тесту. Теперь дополнительным способом стал анализ крови. Эта поправка в закон, который действует, принята для того, чтобы водителей, которые находятся без сознания после тяжёлого ДТП, можно было привлечь к ответственности за пьяное вождение. Но брать кровь будет не инспектор, а работники в медицинской организации или в передвижных медпунктах, специально оборудованных для этой цели. И только медик. Это делается с целью доказательства в суде факта опьянения и факта совершённой аварии.

Хотим мы этого или не хотим, а нас «за бугром» называют пьющей нацией. Но верить проводимым рейтингам не стоит, считают специалисты, так как нет единой методики для разных стран, и они выполняются произвольно. В странах Европы, включая Россию, единая культура и примерно одинаковое потребление алкоголя – 12,5 литра на человека в год в пересчёте на чистый спирт. В нашей стране, по данным Росстата, полученным с помощью Единой государственной автоматизированной информационной системы, которая вступила в действие с первого июля 2016 года, продаётся семь литров спирта на человека. К этому надо прибавить нелегальные продажи суррогатного алкоголя, составляющие примерно 40 градусов. Так что, утверждать, что мы самая пьющая страна, не стоит. Когда-то России придумали цифру 18 литров на человека. Это и вывело нас на первое место в мире.

В нашей стране, по официальным данным, в данный момент более 250 тысяч объектов розничной торговли, которым разрешено торговать алкогольной продукцией. Такое огромное количество трудно контролировать. Поэтому и предложено открыть специализированные магазины, где основным ассортиментом будет вино-водочная продукция. Это должно сделать продажу алкоголя прозрачной. А главное – увеличить поступления в бюджет. На это нацелена система ЕГАИС. С первого июля 2016 года, согласно специального постановлению правительства страны, каждый кассовый аппарат должен был подключиться к этой системе, что позволит контролировать производство и оборот этилового спирта. С помощью этой единой системы Росалкогольрегулирование отслеживает каждую бутылку алкоголя от производителя к продавцу и до потребителя.

В общем, государство пытается сделать многое, чтобы победить алкоголизм. Но успехов в этом деле немного. Закроют одну точку нелегального алкоголя, открывается другая. И не только нелегальной торговли алкоголем, но и легальной. Недавно минфин поддержал идею разрешить продажу некрепкого алкоголя в магазинах при условии, что реализация будет осуществляться с учётом положения о запрете выкладки алкогольной продукции в торговых залах АЗС. Запрет выкладки, по идее чиновников, должен помочь избежать импульсивных покупок алкоголя. А частичное снятие запрета на продажу алкоголя на АЗС, сократит потребление суррогатной продукции.

Так и хочется сказать: заезжай, водитель, опохмелиться.

Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №32 (792), 2018 г.