Раскрыта ситуация с детским криминалом и суицидами в Астрахани

Уполномоченный по правам ребёнка в Астраханской области Александра Бондарева представила доклад о своей работе за минувший год. AST-NEWS.ru внимательно изучил 148-страничный документ и привёл наиболее интересные выдержки. В этой части мы расскажем о преступности, включая детскую, побегах из дома и суицидах.

***

В прошлом году на территории Астраханской области на 34,1% – с 779 до 1045 – возросло число преступлений, совершённых в отношении несовершеннолетних. Отмечается рост следующих составов преступлений: против половой неприкосновенности – с 289 до 439, имущественные – с 31 до 43, уклонение от уплаты алиментов – с 331 до 430.

Серьёзную озабоченность вызывает рост преступлений, сопряжённых с насильственными действиями в отношении ребёнка на 30%, с 361 до 512 в прошлом году. Увеличилось число пострадавших несовершеннолетних от таких действий на 31% – с 378 до 545 в минувшем году. При этом, отмечается рост случаев насилия со стороны законных представителей: родителей – на 32% – с 131 до 192 в прошлом году; опекунов, попечителей, приёмных родителей – на 88% – с 4 до 34 в минувшем году.

Отмечается рост числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершённых несовершеннолетними, на 24,7% – с 93 до 116. На протяжении последних нескольких лет доля ранее судимых несовершеннолетних, совершивших повторные преступления растёт (2018 год – 6,4%, 2019 год – 6,7%, 2020 год – 8,8%, 2021 год – 20,9%).

В докладе прошлого года отмечена проблема редкого привлечения взрослых соучастников к уголовной ответственности, поскольку число преступлений несовершеннолетних в группе со взрослыми исчисляется десятками, а за вовлечение привлекаются единицы. Данная тенденция указывает на недостаточную работу органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, недостаточно эффективную организацию досуговой занятости подростков.

Как неоднократно отмечалось Уполномоченным в докладах, госпрограмма «Обеспечение общественного правопорядка и противодействие преступности в Астраханской области», не выделяет проблемы детской преступности. Её мероприятия носят декларативный характер, отсутствует комплексный подход в решении обозначенной проблемы. Ряд мероприятий, направленных на организацию досуговой занятости детей, не финансируется.

Анализ реализации муниципальных программ, содержащих мероприятия правоохранительной направленности, показал, что на территории муниципальных образований региона действует 71 муниципальная программа соответствующей направленности. При этом наибольшее внимание в муниципальных образованиях уделяется безопасности дорожного движения. Остальные направления профилактики правонарушений остаются с незначительным финансированием либо не финансируются вовсе. В Володарском и Енотаевском районах мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не осуществлялись. На территории Астрахани финансирование мероприятий по профилактике наркомании не предусмотрено.

Ещё одним направлением профилактики правонарушений является противодействие терроризму, экстремистской деятельности, защита объектов потенциально террористических посягательств и мест массового пребывания людей. Однако в Икрянинском, Красноярском, Наримановском, Приволжском районах такие мероприятия не реализовывались.

Таким образом, складывающаяся ситуация диктует необходимость большей инициативы органов местного самоуправления региона в реализации своих полномочий по вопросам охраны общественного порядка.

В целом, сложившаяся ситуация требует от астраханских органов госвласти принятия комплекса дополнительных мер, направленных на предупреждение гибели и травматизма несовершеннолетних, совершенствование регионального законодательства в области защиты прав детей, благоустройства и развития территорий, профилактике детской преступности и правонарушений. Требуются усиление системной работы по реализации соответствующих мероприятий, выработка и осуществление новых подходов по приоритетным направлениям деятельности с учётом складывающейся ситуации в рассматриваемой сфере и имеющих место ресурсных ограничений.

***

В ежегодном докладе о деятельности Уполномоченного в 2020 году обращалось внимание на отсутствие в региональной программе «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Астраханской области» конкретных механизмов и комплексного подхода к решению проблем в сфере преступности, её мероприятия носят декларативный характер.

Рассмотрение данного вопроса было инициировано Уполномоченным на заседании областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также на заседании областной комиссии по профилактике правонарушений. Соответствующие решения были отражены в решении комиссий, однако не исполнены. Работа в этом направлении будет продолжена.

***

Следует отметить, что на территории региона отсутствует единая методика подсчёта самовольных уходов несовершеннолетних, данные профильных министерств не совпадают со сведениями регионального УМВД России. Эта проблема неоднократно освещалась в докладах Уполномоченного, однако мер не принято.

Так, по информации УМВД, в 2020 году из образовательных учреждений совершено 13 самовольных уходов, по информации облминобраза – 51 (за 10 месяцев 2021 года УМВД – 4, облминобраз – 39). Из социальных учреждений, по информации УМВД, в 2020 – 41, за 10 месяцев 2021 – 30 (облминсоц в 2020 – 38, з 10 месяцев 2021 – 27).

Анализ причин и условий, способствующих систематическим самовольным уходам воспитанников из детских госучреждений, свидетельствует, что факты «побегов» становятся возможными, в том числе, вследствие ослабления внимания и контроля со стороны педагогов и воспитателей за подопечными, недостаточного проведения профилактической работы с подростками, требующими к себе повышенного внимания, склонными к уходам и бродяжничеству. Имеют место случаи, когда воспитанники, с разрешения взрослых покидая территорию учреждений, не возвращаются в них.

Вышеуказанное обстоятельство свидетельствует о низком уровне профессиональной дисциплины среди персонала соответствующих детских и образовательных учреждений. Существует острая необходимость в усилении правовой и воспитательной работы с воспитанниками учреждения, формировании у них законопослушного поведения.

***

Как уже неоднократно отмечалось в докладах Уполномоченного, реальные меры по оказанию помощи семьям предпринимаются, когда это уже слишком поздно. Так, в конце минувшего года в адрес Уполномоченного поступила информация о суициде одного из учеников общеобразовательной школы региона. В результате изучения ситуации было установлено, что ученик воспитывался в неполной семье – мать с отцом развелись, учебным материалом владел слабо, часто пропускал занятия. Однако, несмотря на первичные сигналы о необходимости оказания подростку всесторонней помощи, надлежащая профилактическая работа с семьёй не проводилась.

В минувшем году произошёл вопиющий случай. Так, имея в распоряжении сведения о злоупотреблении родителями спиртных напитков, неучастия их в воспитании и материальном обеспечении, своевременных мер по отобранию ребёнка, проведению с семьёй комплекса реабилитационных мероприятий не предпринято. Результатом бездействия органов опеки и попечительства стало совершение в отношении ребёнка противоправных действий сексуального характера. Даже после получения информации о преступлении в отношении ребёнка и вмешательства Уполномоченного в сложившуюся ситуацию, несовершеннолетняя в специализированное учреждение для проведения реабилитационной работы не помещена.

Таким образом, анализ причин и условий сложившейся ситуации выявил следующие проблемы в правоприменительной практике и законодательстве, которые требуют скорейшего разрешения:

  • несогласованность действий между органами и учреждениями системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних;
  • отсутствие чёткой системы своевременного реагирования, принятия необходимых мер по профилактике противоправных деяний в отношении детей, воспитывающихся в семьях с низким уровнем благополучия;
  • несовершенство законодательной нормы статьи 77 Семейного кодекса РФ, которая должна быть разрешена законодателем.
Соответствующие предложения о совершенствовании законодательства направлялись Уполномоченным различным субъектам законодательной инициативы. Однако вопрос пока остаётся нерешенным.
В своём докладе за 2021 год астраханский детский омбудсмен также указала на прямую связь между нелегальными пляжами и детской смертности в нашем регионе.