Подошла к завершению очередная славная страница из астраханской истории, испещренная цифрами улова воблы в разные годы в десятках тысяч тонн и фотографиями довольных рыбаков со свежим уловом.
Трудно сказать, как переживут астраханцы пониженное содержание воблы в крови. Возможно, придумают замену этому продукту, наподобие искусственной красной и чёрной икры. Вот и воблу можно делать таким же нехитрым путём. Готовые чучела вяленой рыбы можно распечатывать на 3D-принтере, а в качестве материала использовать пальмовое масло, к которому останется добавить химическую добавку со вкусом «вобла». После этого останется по всей Астрахани установить памятники и бюсты вобле, как это уже сделано в отношении полумифических и почти вымерших рыб семейства осетровых.
Как же так вышло, что вобла была да вдруг исчезла? Учёные называют в качестве основных причин неправильные графики и недостаточный объём подаваемой воды с ГРЭС в Волгограде и браконьерство, с которым не смогли совладать, несмотря на немалое финансирование борющиеся с этим злом структур. Летающие дроны, мощные катера, наземные транспорт, прекрасно экипированный вооруженный персонал и твёрдое желание государства раз и навсегда побороть браконьеров привели к тому, что браконьерство побеждает само себя путём истребления объекта своего промысла. Кормовая база схлопнулась: методичной экоцид в отношении воблы долго долбил по жизнелюбивой рыбе, и, наконец, путём чудовищных усилий эта плавающая тварь была положена на лопатки, а точнее – на жабры.
Зачем искусственно разводить осетров, выделяя на это уйму средств, если разрешение на вылов осетровых всем желающим хотя бы по одному осетру на астраханца в год не ожидается даже в перспективе? Можно с успехом тратить эти деньги на рост популяций других видов рыбы и в том числе воблы. Да хотя бы на траление водоёмов от сетей везде и всюду. Все наши реки, протоки, ерики и, тем более, ильменя порезаны сетями, которые по причине своей дешевизны и одноразовости оставляются установившими их нерадивыми «рыбаками», чья деятельность причиняет невосполнимый урон рыбному миру. Ловить браконьеров можно и нужно, но эта работа не отпугивает желающих наловить много рыбы с минимальными усилиями, не затрачивая уйму времени на рыбалку с удочками. Если человек семь раз в неделю поставит сети и каждый раз вместо улова обнаружит исчезновение орудия промысла, то на восьмой день он не пойдёт на это дело.
Сети умудряются ставить прямо в черте Астрахани, что уж говорить о небольших населённых пунктах. В сёлах прямо на виду у всех из воды торчат бутылки, которые отмечают наличие сетей. Никого это не смущает и не беспокоит – картина-то привычная. И что мешает в каждом селе прокатиться на лодке и снять все эти водные гирлянды? Да ничего не мешает, благо средства на это есть. Помимо штатных защитников рыбы, есть и масса невидимых дружинников, записанных везде и всюду, имеющих в кармане соответствующие удостоверения. Дружинник может спокойно ставить сети, а если его застанут за этим занятием, он может смело объяснить это не установкой, а снятием сети...
Немалую лепту в дело спасение воблы внесли учёные с идеей необходимости запрета на промышленный вылов в дни нереста на ближайшие пять лет. Это привело к тому, что уже сейчас в соцсетях и рыбацких форумах говорят о подготовке к предстоящей весенней рыбалке в 2022 году. Судя по решительности рыбаков-любителей наловить воблы «в последний раз», весенняя путина обещает быть столь масштабной, что берега будут плотно заняты целыми палаточными городками.
Браконьерство браконьерством, но и обычные законопослушные рыбаки на одних удочках умудряются ловить воблу десятками кило, приезжая на рыбалку на машинах с прицепами под улов. Все эксперименты по введению так называемых карт рыбака, попытки ограничить вылов рыбы приезжающими из других регионов и стран в огромном количестве «туристов» не привели к каким-либо положительным результатам.
Без траления рек от сетей в скором времени не останется не то что воблы, а и всех других рыб. Обычные же рыбаки, ранее выпускавшие мелкую пойманную рыбу обратно в воду, сейчас забирают её, ведь иначе придётся возвращаться вовсе без улова. Хотели спасти популяцию осетровых, год за годом проходя по одним и тем же граблям, а потеряли и осетровых, и воблу. Так может, самое время перестать работать по старым лекалам: если с каждым годом рыбы становится всё меньше, это о чём-то должно говорить? Нужно перестать заниматься ерундой, собирать круглые столы с бесконечными разговорами, а просто брать и изымать сети методично и планомерно. Времена, когда рыбу можно было ловить в любом количестве, продавать её, а взамен ничего не делать для самой рыбы, давно прошли. Если так пойдет дальше, то следующим поколениям о вобле останутся лишь воспоминания старых астраханцев, заставших рыбное изобилие.
Володя Воблоловов