Режиссёр Михаил Панджавидзе – о премьере оперы «Иван Сусанин»
Считанные дни остались до долгожданной премьеры оперы «Иван Сусанин» Михаила Глинки, которая состоится на Соборной площади кремля в рамках фестиваля классического искусства «Каспийские сезоны-2023» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Сейчас в театре идёт интенсивная подготовка к грандиозному событию. Невзирая на насыщенный репетиционный график, AST-NEWS.ru удалось поговорить с режиссёром-постановщиком Михаилом Панджавидзе о готовящейся премьере.

IMG_1749.JPG

IMG_3192.JPG

– Михаил Александрович! Вы впервые ставите это название? 

– Работа над оперой «Иван Сусанин» не стояла в моих планах до того, как из Астраханского государственного театра оперы и балета поступило предложение поставить первую русскую национальную оперу на соборной площади Астраханского Кремля. Сейчас эта опера как никогда актуальна. Несмотря на несовершенство либретто, мы решили ставить первоисточник.

– Ваше творчество знакомо астраханской публике, но в проекте «Русские оперы в Астраханском кремле» вы работаете впервые...

– Для хорошего режиссёра каждый спектакль, как в первый раз, если всё делать честно. Даже если за спиной сотни постановок, нужно создавать каждый спектакль, как первый, иначе ты плохой режиссёр и поденщик. Да, я не работал до сей поры в Астраханском кремле, но ставил в Московском кремле, в палаццо Радзивиллов и на других известных открытых площадках. Никакой технологический специфики у Астраханского кремля нет. Это место, прежде всего, уникально своей историей. Для меня очень важен город, где начиналась моя карьера оперного режиссёра.

– Какие художественно-идейные задачи вы ставили перед собой, приступая к постановке «Ивана Сусанина»?

– Обсуждать до премьеры художественные приёмы не имеет смысла. Что касается идейного аспекта, то он лежит на поверхности. Персонажей Смутного времени мы видим ежедневно в сводках новостей. Сейчас настало время сыграть об этом оперу, чтобы увидеть, что в международной политике мало что изменилось за несколько веков. А ещё опера «Иван Сусанин» напомнит многим про наш праздник, отмечаемый 4 ноября, значение которого понимает далеко не каждый.

– Главный персонаж оперы – простой человек, изменивший ход истории... 

– Да, это так. Не зря первоначально опера назвалась «Иван Сусанин». Название «Жизнь за царя» возникло лишь из-за того, чтобы скорее получить выход на сцену.

В независимости от происхождения, историю во все времена делали личности. В нашем случае это рассказ о том, как простецкий староста, трясущий налоги с подведомственных ему крестьян, кулак, оказался патриотом своей страны. На первый взгляд, это простой обыватель, но для него судьба Отечества выше собственных интересов. Мне не хотелось делать из Ивана Сусанина трафаретный ходульный образ. На самом деле он обычный человек, глава семейства, зажиточный крестьянин, но его заботит судьба родной земли. Он не родился героем, а стал им, когда пробил час.

– Вы пригласили для постановки художника Гарри Гуммеля, с которым сделали не одну постановку, в том числе и «Риголетто» Верди, успешно идущую на астраханской сцене.

 – Существует такое понятие, как тандем. Мы с Гарри работаем вместе давно, потому что у меня за долгие годы работы сформировался свой стиль, определённые критерии и понимание, как всё должно быть. Гарри Гуммель – замечательный художник, понимающий меня, как никто. Результаты работы нашей команды можно будет увидеть 2 и 3 сентября, поэтому ждём всех на премьере.

Ранее AST-NEWS.ru рассказывал об исполнителях ведущих партий в премьерных показах оперы «Иван Сусанин».

Интервью подготовила и провела Екатерина Некрасова