С большой помпой освещалось прибытие в Астрахань первой партии иранских помидоров: фура с 20 тоннами этого «деликатеса» прибыла к нам из Персии через Азербайджан, Дагестан, чтобы побаловать астраханцев заморским продуктом.
Типично астраханские лица
Двадцать тысяч килограммов на всех жителей города – продавать партию решено только в городе – много ли это или мало? С учётом того, что не всем по карману покупать помидоры зимой, то должно хватить на пару дней.
Раньше иранцы не возили сюда помидоры, потому как эту нишу с успехом осваивали турки, и никто особо не жаловался. Более того, с ранней весны на рынках уже можно было встретить ажиотаж из торговцев с одинаковыми пластиковыми ящиками с типично астраханскими лицами, продающих свеженькие помидоры вкупе с редисом, зеленью.
Со стороны смотрелось натурально, словно всё это с одной грядки. Да так оно и было: с одной грядки под названием «оптовка». Иранцы, тем временем, хотят увеличить экспорт помидоров к нам на порядки и закрыть полностью все потребности Астрахани в этом продукте. Звучит несколько странно, но ведь у нас действительно нет помидор, а были бы, так не стали бы с Ирана возить, согласитесь? Так что же у нас есть?
Время закаток
В наличии имеется летний период, когда действительно с грядок поступает много всяких овощей, корнеплодов и так далее. Единственный в городе перерабатывающий завод пашет в этот период так, что во всей округе могуче пахнет почему-то пиццей.
В остальное время жизнь в тех местах затихает, и запах пиццы сменяется запахом стоящей неподалёку насосной станции городской канализации. Когда лето кончается, собранные помидоры становятся закатками, закрутками, аджиками и кетчупами. В противном случае они просто сгнивают.
Дальше начинается ожидание следующего урожая, во время коего одни торгуют разносолами у магазинов, а другие, кто закатками не занимается, выкупают у первых всё это. Свежих астраханских помидор в Астрахани зимой нет, да и откуда им взяться, ведь овощи – это растения, а им нужно тепло и солнечный свет.
Что у нас получается хорошо
Когда я был маленький, у нас была замечательная теплица прямо во дворе: кирпичная, покрытая толстым стеклом вместо крыши. В отдельном помещении стоял котёл, а под стеклянным потолком висели лампы. Ночью урожай освещался лишь лампами, а днём в теплице было светло от солнца, всегда у нас были свежие огурцы и помидоры, которые мы ели сами, угощали кого, да продавали.
При этом на дворе был ещё Советский Союз с его вечными бесполезными запретами на частную собственность, свободную торговлю и всё прочее.
Но государство у нас живёт своей жизнью, а люди своей, это давно понятно всем и не вызывает сомнений. Хорошо у нас получается, когда народ и государство случайно становятся союзниками в каком-то конкретном деле, пусть и ненадолго, но получается. Хорошо у нас получается воевать, ну и редкие совместные народно-государственные проекты тоже случаются. Когда же в товарищах согласья нет, то ничего и не будет.
Почему у нас не Иран
Вот я пришёл к государству за землёй, а мне оно, государство, отвечает, прихлюпывая горячим чаем, что я могу попросить у него кусочек планеты под строительство дома или дачу, но оно мне всё равно его не даст. Почему? А потому что я пропустил программы по раздаче земли отдельной категории граждан.
Говорю государству – из-за спины его выглядывает мордашка помоложе, тоже с чаем, внимательно слушает, глазки юркие, видно хочется созданию божьему вкусненького, взяточку какую али шоколадку к чаю: дай мне землю, я возьму деньги на открытие дела и буду обеспечивать астраханцев овощами зимой, а тебе буду платить налоги.
Не даёт государство землю. Говорит: надо было раньше приходить, а сейчас уже поздно. А у меня и прадед кулаком был, и моя семья теплицу при совке ещё держала, а тут земля резко вдруг кончилась.
Места мало на планете стало для меня, хоть на Луну лети или в Волгу с моста сигай. Где же она, земля и почему в Иране помидоры людям можно зимой выращивать, а мне нельзя? А потому что у них там и без того тепло, помидоры сами по себе растут, а здесь нужна теплица. Вдруг я теплицу поставлю, стану продавать помидоры, начну прямые поставки в заведения, так я же через год-два озолочусь и из бизнесмена мелкого стану бизнесменом средним! А это уже непорядок: не гоже простолюдину не из чиновничества богатеем быть – живи как придётся, пособие получай, зачем тебе работать?
А как у соседей?
Тогда я посмотрел на Атырау, который в мою бытность назывался ещё Гурьевым. В нём, в Атырау этом, по ночам отчётливо видно на окраине яркое пятно – это теплица светится. Там мужичок работает простой, так он прошлым летом умудрялся помидоры сюда к нам возить и продавать!
Ещё раз: летом в Астрахань из Казахстана возил и продавал помидоры и успешно продавал, скажу я вам. И теплицы там работают и днём, и ночью. Семена только для помидоров они закупают не в Астрахани, не в нашем Институте бахчеводства (ГНУ ВНИИОБ), а в Голландии. Оттуда же и семена для овощной базы астраханского сельского хозяйства, потому как у нас семян подобного качества нет, хотя голландские и обладают больше характеристиками на количество, нежели наши родные – на качество.
А земли у нас нет, откуда же ей взяться: всё под пустырями и брошенными хозяйствами занято, кругом земли не найти.
Души.нет
Мы посмотрели на южный Иран и на восточный для нас Казахстан, а что на западном фронте? А там всё по-прежнему, всё без перемен. Как въезжаешь в Краснодарский край, так всё чисто, аккуратно, каждая пядь земли засеяна да обработана. А теплицы там какие? Огромных размеров! Работают, поставляют на рынок.
Конечно, качество там не то, ведь делают с использованием гидропонных систем без использования почвы, что в конечном итоге делает овощ без натурального вкуса, без души, что ли.
Зато прекрасно делают в теплицах на почве овощи в Челябинске, там теплица потребляет столько энергии, что можно освещать уличную сеть города чуть меньше Астрахани, что-то около 50 мегаватт!
Семя – всему голова
У нас же получается так, что либо занимаются овощами совсем уж мелкие хозяйства и частники, либо крупные такие, здоровенные предприятия, но от них больше головной боли,чем продукции.
Это из серии «Володарского молочного комбината», это мы уже проходили. Поэтому, конечно, нужно возвращаться к теплицам, нужно поддерживать наш институт семян, чтобы они делали семена прежде всего для нас, а не как сейчас, например, астраханцам даже семян арбузов астраханских купить не получится, всё уходит из региона, тот же Ростов-на-Дону хорошо покупает наши семена.
Дать людям вектор развития на теплицы, семенной фонд, кредиты какие-то, субсидии и всё у нас будет у самих! Глядишь, продукцией из наших теплиц кормить будем соседние регионы, а не позорно закупать где-то извне. Разумеется, я не говорю об искусственном регулировании рынка и о запрете поставок помидоров сюда извне, но всё же при слаженной работе государства и народа цены на наши помидоры будут такими, что сюда сам никто ничего не повезёт.
А пока нам вновь предстоит ждать разгара наступившей весны. Как дождёмся, так и будем смотреть, кто заменит астраханцам турецкие помидоры. Думается мне, что никто пока не сможет этого сделать, и цены будут конскими.
Володя Воблоловов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 8 (666)