Астрахань поражает своей контрастностью. При наличии природных богатств не малая часть населения имеет низкий уровень жизни. Современные городские кварталы соседствуют здесь с целыми улицами аварийных построек, деревянных «домов-гнилушек». Астрахань удивляет старинными памятниками русского зодчества и своей веротерпимостью — в город толпами едут мигранты из Азии, но межнациональные конфликты здесь редки. Астрахань имеет многовековые сложные проблемы, но ее жители еще верят в то, что власти их решат. Эту надежду дают им положительные перемены, происходящие в городе в последнее время. Через два года он будет праздновать юбилей. Сегодня астраханские власти пытаются сделать так, чтобы знаменательную дату город встретил преображенным. О конкретных шагах в этом направлении рассказал мэр Астрахани Сергей Боженов.
Кор.: Сергей Анатольевич, получили ли какое-то практическое решение вопросы, обсуждаемые во время недавнего визита в ваш город Германа Грефа, возглавляющего межправительственную комиссию по подготовке празднования 450-летия Астрахани?
Сергей Боженов: Прежде чем ответить на ваш вопрос, хочу немного углубиться в историю города. Со времен Петра I (который лично следил за развитием Астрахани как форпоста страны на Каспии) и до недавних пор российские правители не обращали должного внимания на город, несмотря на его ключевое геополитическое, экономическое и культурное значение на Юге страны. Только когда в семидесятые годы XX века здесь появился вибрион холеры, советские лидеры вспомнили о существовании
Астрахани, и здесь началось строительство ливневой канализации. Но когда угроза страшной
инфекции миновала, строительные работы были прекращены, и интерес к городу на Волге у членов политбюро пропал. Астраханцы очень благодарны президенту страны Владимиру Путину, который стал уделять Астрахани должное внимание (кстати, глава государства неоднократно бывал у нас). Об этом говорит и тот факт, что президент поручил возглавить оргкомитет по празднованию 450-летия города министру экономического развития и торговли России Герману Грефу, который, как ведущий российский экономист, хорошо понимает, что при муниципальном бюджете в два миллиарда рублей не решить застарелых проблем Астрахани. Она в «лидерах» в России по ветхому, аварийному жилому фонду, в нем проживает более 30 тысяч малообеспеченных семей. Даже на условиях ипотеки они не смогут приобрести жилье без господдержки. Поучительный исторический факт: еще при Екатерине II в Астрахани применялась практика государственного кредитования строительства жилья для бедного населения; на эти цели было выдано 170 тысяч рублей. Как следует из исторического документа, готовые дома отдавались «здешним жителям по той цене, как они казне стоили», а неимущие и охотники выплачивали кредиты за жилье в течение 10 лет. То есть, власть в те времена придавала Астрахани огромное значение. Сегодня город остался южным форпостом, у нас есть огромные запасы нефти и газа, и в то же время астраханцы — на грани выживания. С Германом Грефом, прежде всего, обсуждалась проблема переселения людей из ветхого, аварийного жилья. На трамвае мы объехали с ним все городские трущобы — на автомобиле там передвигаться невозможно.
Кор.: Как министр отнесся к идее передвижения по городу таким способом?
Боженов: Нормально. Мы с ним не только ездили на трамвае, но и обошли полгорода пешком. Причем, он предложил это сам. Мы заходили в кафе, где Герман Оскарович посмотрел меню, посчитал цены, прикинул доходы астраханцев, пообщался с людьми.
Кроме проблемы астраханских трущоб, мы обсудили с ним и другие важные задачи: строительство ливневой дренажной системы, берегоукреплений, необходимость очистки внутригородских каналов, возведения моста через судоходную речку Болда. Есть старый мост — аварийный, по нему ежедневно идет огромный поток транспорта на промышленную зону — «Астраханьгазпром» и развивающийся жилой микрорайон имени Бабаевского. Кроме этого, через этот мост идет дорога на Казахстан и Волгоград. Те есть, через город
движется нескончаемый поток машин. Из-за огромного количества выхлопных газов у нас резко выросло число заболеваний бронхолегочного и аллергического характера. Астрахань необходимо разгрузить от транспорта, а для этого нужен новый мост.
Как можно скорее необходимо решить другую задачу — очистки городских каналов. Нонсенс, но в XXI веке в Астрахани возможны эпидемии чумы и холеры — так утверждают эпидемиологи, так как город находится ниже уровня моря, а его каналы не чистились десятилетия. На их очистку требуется около 10 миллиардов рублей. Это пять годовых бюджетов Астрахани. Ясно, что на бюджетные средства масштабные проекты не реализовать. Герман Греф понимает, что при таком бюджете, как у нас, местному самоуправлению не выжить и сложных проблем не решить. Тем более что с этого года, в связи с реформированием бюджетной и налоговой системы РФ, муниципальный бюджет сократился на один миллиард 300 миллионов рублей. Суммы налога на добавленную стоимость и акцизы по подакцизным товарам идут теперь в общероссийский бюджет, а налог на прибыль организаций — в федеральный и областной. Досконально ознакомившись с положением дел в Астрахани, Герман Греф поддержал все наши предложения по преодолению глобальных городских бед.
Кор.: Утвержден ли окончательно график финансирования и план работ, которые должны быть осуществлены в городе к юбилейной дате?
Боженов: Сегодня мы отстаиваем перед федеральными структурами суммы, необходимые на реализацию наших проектов. Мы общаемся с чиновниками министерств и ведомств, которые ведут счет деньгам, но, к сожалению, не знают, как живет российская глубинка. Так что приходится доказывать им острую необходимость для города осуществления масштабных работ, объяснять целесообразность расходования каждой копейки. То, что можем, делаем собственными силами, на деньги муниципалитета и внебюджетные средства, прибегая к помощи бизнеса. Хорошо, что среди его представителей есть люди, имеющие твердую гражданскую позицию. За участие в городских социальных проектах присваиваем звание Почетного гражданина Астрахани. Строим набережные, чиним пешеходные мосты, ремонт автомобильных мостов муниципалитету не по карману. Вообще с нового года город туго затянул пояс, дальше затягивать уже некуда. Со значительным уменьшением бюджета буквально выкручиваемся, чтобы решать социальные вопросы. Увы, тратим на это инвестиционные средства и средства от приватизации объектов, хотя, по законам экономики и логики, они должны вкладываться в развитие города. А мы их «проедаем»: расходуем на подготовку города к зиме, латание крыш, ремонт дорог. В прошлом году муниципалитету удалось привлечь только прямых инвестиций в размере более 300 миллионов рублей, а в строительство городских объектов инвесторы вложили около трех миллиардов. Кстати, в Астрахани идет массовое строительство жилья и бизнес-центров. В город впервые пришли сетевые и инвестиционные производственные компании — «Лента», «DVI», «Metro» и другие. Так вот, сильные молодые экономисты, работающие сегодня в городской администрации, находят инвестиционные деньги, доказывают мне, что их нужно пустить в бюджет развития, я с ними соглашаюсь, но потом приходят со своими бедами коммунальщики — и средства направляются на нужды ЖКХ.
Кор.: А благоустройство улиц —все такая же больная тема для Астрахани?
Боженов: У нее два аспекта: первый — необходимость финансовых затрат, второй —ментальность людей. С царских времен Астрахань не видела чистоты. Сегодня мы чистим город от мусора и грязи. В несколько раз больше вывозится твердых бытовых отходов, свалок уже не хватает. Будем строить мусороперерабатывающий завод. Астраханцы начинают привыкать жить в чистоте — меньше стали ломать лавочек, бить фонарей, мусорить в подъездах. Городские власти постоянно собирают священнослужителей разных конфессий, чтобы они тоже вели среди людей воспитательную работу на тему — чисто там, где не сорят, прививали населению любовь к родному городу, учили уважать чужой труд. Вдвое увеличена зарплата дворников, сажаем цветы и деревья, восстанавливаем поливочные водопроводы, ведь летом в Астрахани жара доходит до 50 градусов по Цельсию. Зимой у нас — 27 градусов. Здешний климат — резко континентальный, из-за чего в стародавние времена в эти места ссылали осужденных. В наши дни город стал туристическим центром, поражающим приезжих уникальными архитектурными ансамблями. Стараемся развивать туристическую отрасль. В наш регион едут на охоту, рыбалку. Но все больше иностранцы, а не россияне. И не удивительно с такими ценами на авиабилеты, как в Астрахань. К примеру, билет на самолет бизнес класса от Москвы до Астрахани стоит 20 тысяч рублей, а эконом класса — около 10 тысяч! Непонятно, куда смотрят федеральные надзорные органы. Дешевле долететь до Аргентины или Сахалина, чем до нашего города. О каком наплыве отечественных туристов может идти речь, когда чтобы добраться до Астрахани, человеку нужно выложить круглую сумму.
Кор.: Недавно в городские каналы были выпущены карпы и белые амуры, что поможет решить проблему их очистки. В экономике вы также предпочитаете нестандартные ходы?
Боженов: Если муниципалитет будет действовать по старинке, город в нынешних условиях не сможет развиваться. Возьмем, к примеру, муниципальные кредиты. До моего избрания мэром Астрахани администрация города кредитовалась под 16-17 процентов годовых. Сейчас ситуация изменилась. Впервые в этом году решено выпустить облигации муниципального займа на общую сумму 500 миллионов рублей. Муниципальный заем будет направлен на погашение банковских кредитов городской администрации. Планируемая процентная ставка по муниципальным облигациям всего 9,5 процента, то есть городской заем намного выгоднее банковского кредита. В результате в течение года мы получим существенную экономию средств — около 30 миллионов рублей. Этот механизм, я знаю, практикуют муниципалитеты таких городов как Волгоград, Казань, Новосибирск…
Кор.: Год назад вы называли Астрахань «тихим местечком», куда все новое приходит с большим опозданием. Можно ли сегодня утверждать, что этот образ города стал меняться?
Боженов: Да, Астрахань и астраханцы меняются. К примеру, построив одну набережную, мы изменили менталитет многих людей. Сразу стали краситься подъезды, меньше стало на улицах мусора. Город становится красивее, а его жители патриотичнее, что ли. Мы очень надеемся на внимание к Астрахани руководства страны. Надеемся, что в город вернутся налоги от «Астраханьгазпрома», которые руководство РАО около двух лет назад перенаправило в Москву, выведя из Астрахани налогооблагаемую базу и, тем самым, лишив областной бюджет серьезной составляющей. Если эти налоги вернутся в регион, астраханцы, без сомнения, заживут лучше, а столица потери этих сумм даже не заметит. Я за то, чтобы люди жили богаче. Чем больший достаток будет у населения, тем больше оно будет отдавать предпочтение всему новому, а не цепляться за то, что было в прошлом веке.