Сергей СИНЮКОВ: О войне и не столько
Сейчас вот выражение «холодная война» употребляется везде и всюду. И что-то вспомнились мне времена «первоначальной» холодной войны, лет 40 назад. В ту пору я обучался в средней школе, и как все прогрессивное человечество, боролся за мир во всем мире. В том числе и методом художественной пропаганды. Потом над этим подсмеивались, а тогда отношение было вполне серьезным. Хотя бы потому, что было еще активным и многочисленным поколение, пережившее Великую отечественную.

Где-то накануне московской Олимпиады все выступали против нейтронной бомбы. Сейчас этот термин знаком, похоже, только секретным физикам, а тогда в каждом номере журнала «Крокодил», а также в массе прочих изданий, наличествовал плакат. На нем рабочий могучей рукой разрывал некий летательный аппарат с буквой «N» посередине. И стояла пояснительная подпись: «Нет нейтронной бомбе!». Можно было даже еще проще и убедительнее – колбаса, перечеркнутая красными линиями и… аналогичная надпись.

Честно говоря, в «Кукрыниксы» я в ту пору особо не собирался. На школьные митинги ходил, недоверие пентагоновским ястребам выказывал, но к живописи тяги не питал. Однако, на перемене был пойман учительницей рисования-черчения-домоводства.

- Ты же умеешь рисовать, - неуверенно произнесла она. – И фантазия у тебя богатая!

Я напрягся. И на всякий случай сказал:

- В туалете, это самое, не я рисовал. А кто, не знаю. Я вчера в туалет вообще не ходил. И позавчера тоже.

Учительница отмахнулась:

- Да подожди ты со своим туалетом! Нам надо принять участие в конкурсе политического плаката среди четвероклассников. Чем больше ребят примет участие – тем лучше. Победителей напечатает «Пионерская правда». Короче, я тебя записываю. Посмотри в библиотеке плакаты, выбери себе тему и… рисуй!

Легко сказать – рисуй. Рисовал я в манере унылого постмодернизма, типа «Сеятеля» Кисы и Оси. Только индейцев и ковбойцев. А что делать? Не откажешь ведь?
Ну чего в библиотеку-то ходить? Нарисую плакат против нейтронной бомбы. На злобу дня.
Изобразить что-то вроде стратостата заграждения – это просто. Колбаса и два кружочка. Ничего, что это больше похоже на… что-то другое, не имеющее отношения к бомбе, ничего… Живопись – это не фотография. В конце концов. Художник имеет право видеть жизнь несколько иначе.

Но просто парящей бомбы с буквой «И» вместо «N» мне показалось маловато. Посему решил изобразить гневно протестующего человека. Палка-палка-огуречик… А кто это – дяденька или тетенька? Если тетенька – надо груди рисовать, а это неприлично. Здесь вам не Рембрант с Рубенсом, здесь политический плакат. Лучше – дяденьку.

Чтобы подчеркнуть гендерную принадлежность, я нарисовал человеку шляпу. Она получалась плохо. Фасон не очень… Пришлось дорисовывать и дорисовывать, пока шляпа не превратилась в … огромный цилиндр, в который можно засунуть штук 150 кроликов. В принципе, этого персонажа можно было бы использовать в качестве Безумного Шляпника, иллюстрируя «Алису».

И дабы совсем уж изобразить мужское начало, я решил сделать миролюбивого мужика курящим. В те времена мужчины курили чаще женщин, не то что сейчас. Сигарета, правда, получилась… большой. Если смотреть на нее с позиции социалистического реализма, то она напоминала то ли мега-сигару, то ли нейтронную бомбу-лайт. Размерами сигарета слегка превосходила курильщика… Который опирался на большой, как сейчас говорят, бигборд с надписью: «Мы за мир!».
Внизу я нарисовал траву, сверху небо, сбоку солнце… Все как полагается. И пошел сдавать работу учительнице.
Она… Ей не понравилось… Трудящегося мужика в суперцилиндре она сочла каким-то капиталистом… За сигарету вообще отругала. Поставила «тройку» и не стала экспонировать эту работу.

А я старался. Даже обидно было.

Плакатиста из меня не вышло. Какое-то время продолжал воплощать на вырванных из тетради листочках индейцев и ковбойцев. Там ведь просто – индейцу перьев изобразишь, и всё. Если главный, типа Гойко Митич, то его в два раза больше надо рисовать – он могучий. Ковбойцу же – шляпу, чтоб закрывала его вместе с лошадью. Всего и делов.

А потом и вовсе живопись оставил.

Сергей Синюков, руководитель отдела пресс-службы городской думы муниципального образования «Город Астрахань»