Сетевая желтизна. Тайны акций и скидок в магазинах

Тайна акций и скидок в магазинах умные распродажи и «стопроцентные» скидки – часто обычное торговое лукавство, а то и откровенное рекламное враньё


С некоторых пор стал замечать повышенное оживление покупателей у полок с желтыми этикетками. Присмотрелся, что к чему. Ага, вот в чем дело. На желтых этикетках знакомого супермаркета (и почти во всех соседних) красовались яркие завораживающие призывы – «Акция». И куда не придешь, всюду «Акция»! Но это не те привлекательные вынужденные торговые акции со снижением цен, это промоакции, что не одно и тоже. Решил изучить тему поглубже. Ничего нового не обнаружил.

Так называемые промоакции появились не вчера, а где-то после печально известного санкционно-кризисного 2014 года. Торговые сети и популярные бренды – производители, уловили момент, когда покупатели с пустеющими кошельками стали буквально бросаться на товары со скидкой. Покупали, а порой и закупали, все, что стало дешевле, чем было вчера. И даже неважно, насколько дешевле, лишь бы со скидкой. Как это было не заметить? Кризис, резко сокративший возможности простого люда (а он основной покупатель), умело стали использовать наблюдательные менеджеры супермаркетов. Но на дворе уже 2019 год и последствия кризиса чуть-чуть сгладились (хотя бедных меньше не стало), а сетевики вошли во вкус. И продолжают устраивать постоянно действующие промоакции. Сегодня чуть ли не 60 процентов всех покупок совершаются по так называемым акциям (посмотрите статистику). Нет акции, нет внимания к товару: для покупателей это стало нормой и даже правилом.

Хорошо это или плохо? Как посмотреть. Замечательно, если торговцы снижают чрезмерно задранные цены на продукты повседневного спроса, плохо – если мы покупаем всякий ненужный хлам только потому, что он сильно подешевел. Но те, кто снижает цены и освобождается от залежавшегося товара, все-таки выигрывает больше. В отличие от тех, кто на последние рубли покупает ненужное барахло за полцены.

Желтые ценники действуют завораживающе. Поняв приманку сетевиков, я стал наблюдать за поведением некоторых покупателей (конечно, не всех) у желтых этикеток. Берут «дешевку» быстро, порой, не глядя на качество, и помногу. Продавцы им «помогают»: расставляя желтые бумажки на «уровне глаз» и в самых удобных местах. В ход идет и психология человека: ценники с четными цифрами пользуются большим доверием у покупателей, чем с нечетными и прицепом из рублей и копеек. Вспомните, что будет для вас предпочтительнее из цен: 998 рублей или 1000. Конечно, первая цена, которая меньше тысячи. Покупатель невольно чувствует себя в выигрыше, а не каким-то безалаберным расточителем домашнего кошелька. Хотя цена «победы» – всего-то два рубля.
А вот продукты подороже убрали с прилавков в «красный уголок», поближе к кассе, чтобы были на виду. Воруют. Это икра, коньяк и прочие дорогостоящие товары. А продукты с высокой прибылью (конфеты, шоколадки и прочие сладости) размещают прямо на кассе. И настойчиво предлагают уложить покупку в пакет. Пакет - не бесплатный. Крупный сетевой магазин с продажей в несколько тысяч операций получает приличную дополнительную прибыль.
Но худа без добра не бывает. И наоборот – тоже. Игра в распродажи, акции и скидки вскоре обернулась неприятностью для продавцов. Люди успели привыкнуть к жёлтым ценникам и настойчиво ищут именно их, не покупая товары по «обычным ценам». Это сразу же сказывается на продажах и прибыли магазинов. И торговцы вынуждены продолжить бесконечную игру в «акции», приспосабливаясь к обстановке. Например, скидывая часть стоимости на ходовую охлажденную курицу, сахар, сезонные овощи, они слегка «подкручивают» цену на другие наименования продуктов повседневного спроса. Оборот первой категории товаров значительно выше, в итоге, магазин не в убытке.

А вот пример когда совсем безобразно проводят рекламную акцию сетевики известного торгового бренда. Не будем делать им дополнительную рекламу. Кто смотрит детские телепрограммы (по необходимости, разумеется) поймет, о чем речь. Назойливый телеролик сразу по нескольким каналам рассказывает о благородстве, заботе и небывалой любви к больным детям изготовителей популярного детского питания. Они торжественно обещают, что отдадут один рубль в благотворительный фонд от каждой проданной баночки детского питания. Молодцы, что решили поделиться частью от многомиллионной прибыли? Безусловно, правильное решение, если бы не замаскированное торговое лукавство. За пару недель до этой рекламной акции цена на рекламируемый товар была повышена на 5-6 рублей. В некоторых супермаркетах даже до восьми (супруга покупает это питание и в курсе всех цен в ближайших магазинах Астрахани).

Вот вам и торговое благородство: отдав рубль они заработают в пять – шесть раз больше. В целом это сотни миллионов. И реклама окупится, и дополнительные миллионные прибавки к прибыли не помешают. Хитрая доброта за счет покупателей. Ну не могут торгаши без вранья. Вот это и раздражает больше всего.

Так что все эти шумные распродажи, скидки и акции только кажутся торговым благородством (хотя отдельные покупка могут быть действительно удачными). Они в целом довольно ощутимо вредят кошельку некоторых покупателей, скупающих все что подешевело. И все это, в конце-концов, не съедается, а портится. Часто остается ненужным хламом и многое другое, только оно перемещается из магазина в квартиру покупателя…

Я лично против всяких запретов, которые вводятся без веских оснований. Ограничивать что-то можно лишь при угрозе жизни или здоровью граждан. Но рекламу и пропаганду я бы запретил. Пропаганда эффективна и даже полезна во время войны с противником. Реклама – никогда. Реклама и пропаганда круто замешаны на лукавстве и лжи, они активно манипулируют общественным сознанием непросвещённых масс и плавно перетекают в образ жизни людей. От этого уже стало тошнить. Даже при виде безобидных желтых ценников.
Николай Василич, журналист

Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №16 (822), 2019 г.