В Астрахани неизвестными распространяются напечатанные на бумаге политические сказки. Мы собираем по городу эти уникальные экземпляры и публикуем.
Хорошеет год от года древний Хаджи-Тархан, и заслуга в этом кого угодно, но только не тех визирей, которым главное - остаться визирем, а не принести существенную помощь своей маленькой родине. Среди таких горе-визирей и Жабан. Когда он ещё не был визирем, то являлся очень скромным и бедным человеком. Он завёл дело по купле и продаже лавок и хижин в городе. Дела шли очень плохо, - скорее, вообще не шли. Дело в том, что хаджи-тарханцы и сами могут продавать и купить что угодно, даже снег зимой, ежели бы он выпал в славном городе на реке. Но стоило Жабану пролезть в визири, дела пошли гораздо веселее. Многие здания, которые были построены давным-давно для удобства горожан и их культурного отдыха, были им не без личной выгоды проданы. В одном из таких зданий обосновалась большая лавка по продаже женской одежды, а владелицей лавки шустро заправляла жена визиря Жабана.
Визирь Жабан страдал страстью к путешествиям, он посетил за деньги городской казны весь тогдашний цивилизованный мир. Добро бы, если он путешествовал на боевом коне во главе войска, но нет - он путешествовал в весёлой компании танцовщиц, искусных поваров, кондитеров и грозных стражников, берегущих покой визиря. В обязанности визиря Жабана входил, между прочим, строгий контроль за соблюдением умеренности в расходовании казённых денег визирями и их сотрудниками. Стоило одному из визирей съездить на Русь, чтобы набрать там себе рабов на продажу, как Жабан поднял ужасный скандал.
Однажды, когда Жабана вызвали в Сарай-Бату на неопределённый срок, который мог затянуться и на несколько лет, он, вместо того чтобы оставить свою должность для дальнейших довыборов, поставил на своём месте родственника, самоуправно передав тому визирские полномочия. Чтобы никто не покусился на его место, Жабан приказал китайской ведьме Али Янь наложить заклятие неведения на ханский дворец, откуда мог прийти приказ о смещении его из визирства. Слух об этом дошёл до магов, состоящих на службе у хана. В тяжёлой схватке с восточной ведуньей маги смогли превозмочь даосское мракобесие, но к этому моменту в Хаджи-Тархан вернулся сам Жабан с золотым ярлыком, снимающим все обвинения с его хитрозадого обладателя.
А Жабан не мог оставаться в покое. Побывав в Персии, он начал там тёмную возню, сговариваясь о смещении хана Хаджи-Тархана, метя сам на это место. Но в помощь хаджитарханцам пришли войска Тамерлана и задавили этот заговор, так что Жабану пришлось довольствоваться визирством и готовиться к новым выборам визирей, которые состоятся 13 сентября.
У Жабана были большие надежды, хотя на улицах Хаджи-Тархана народ распевал песенки о беспокойном визире:
...Хитрый визирёк Жабан
Провернёт любой обман,
Подлым мастерством обмана
Может провести и хана,
Но коварен злой обман:
Обманет сам себя Жабан...
Тут и сказочке конец, а кто понял - молодец!
Ранее был опубликован специальный словарь к этим сказкам.