Переворачивающиеся транспортные средства в Астрахани и области в зимний период стали просто каким-то бичом. И если в прошлые годы это явление тоже было, то именно в эту зиму ситуация с перевёртышами вышла на новый уровень, за которым уж совсем нехорошие тенденции намечаются.


(Справедливости ради заметим, что наши водятлы и в другие сезоны кувыркались, благо зимние условия им заменяли другие факторы – вроде алкоголя, наркотиков или непрофессионализма.)


Что это за новый уровень? Количество машин на дорогах растёт пропорционально росту на дорогах количеству фото и видеооператоров. Где-то кто-то ночью перевернулся в метель, а уже через полчаса фотографии груды металла попадают в интернет. Ночью ли, днём – не важно. И этих фотографий и видео уже столько, что пора бы и меры принимать. Меры решительные, неотложные, с возможностью доработки.


Любителей провести зимний период на летней шине хватает. И это их личный выбор, как ходить зимой – в кедах или тапочках, поскальзываясь, падая, ломая кости, а потом, обвиняя во всём власти (мол, сволочи, тротуара нет, пройти невозможно), тактично забывают, что ходили сами в не зимней обуви. А ходить зимой не в зимней обуви, это как летом по пляжу в валенках козырять. И если намёк понятен, то перейдём от людских «колёс» к колёсам автомобильным.


На кадрах перевернувшихся и улетевших с дорог бывших наших коллег по земной жизни мы видим колёса машин. Все они чёрные, все они круглые, все они «колёса как колёса». Разительного отличия как в примере тапочки/валенки нет. Желание кататься зимой на летней резине – сродни желанию гарантированно получить неприятности в течение одного-двух, ну максимум трёх сезонов на летней шине зимой. Раз успел среагировать, два успел проскочить, а на третий раз – бинго! – неуправляемый занос, сбитые пешеходы, другие участники дорожного движения. Впрочем, в основном гоняют за городом и улетают в последний полёт до кювета камикадзе либо в гордом одиночестве, либо вместе с пассажирами.

В Астрахани к зиме многие относятся пренебрежительно. Зима – это мороз и снег, а значит у нас её и нет по сравнению с тёплым временем года. Но из виду уходят перепады температур и образующаяся на поверхности дорог наледь. И пусть бы себе летали и бились дальше на летней резине, если бы они, горе-водители, не привыкали бы к этому со временем, и не начинали в последствии карьеру водителя микроавтобуса или по-народному: «я в маршрутчики пойду, стану газелистом!». Но и на других марках кувыркаются у нас маршрутчики, потому что даже немецкое или американское качество меркнет перед лихачеством и пофигизмом советского человека. Не говорю российского, потому что у многих маршрутчиков нет даже минимального уровня знания языка. Кто эти люди и что они тут делают, есть ли у них права – неизвестно. Менять летнюю резину на зимнюю они не привыкли в принципе. Катаясь на своей легковушке только на летней, по привычке, мол, «я профессионал, я смогу», садятся совершенно на другой уровень техники и продолжают лихачить.

Дальше – больше. Ездят не просто на летней резине. Ездят на покрышках с разным рисунком и степенью изношенности. Ездят и на летней, и на зимней одновременно. Я объехал несколько конечных городских и пригородных маршрутов (все в черте города, за город не выезжал – важный момент!) и, пользуясь только своим зрением, увидел «тетрис» из колёс на микроавтобусах. Переднее левое колесо «зимнее», а правое – «летнее». Были варианты другие: передние колёса на летней резине, задние – на зимней. Но с разным рисунком протектора.


На одной из конечных из восьми микроавтобусов откровенно разные по виду покрышки были у трёх из них. Людей с разной обувью на ногах отправляют в дурдом, а огромные железяки ездят, как ни в чём не бывало. И ведь всё это время машина ведётся одной рукой. Вторая рука занята поддержанием телефона: «На "спутнике" стоят!». И так целый день – одно перемещение по городу экипажа ГИБДД приносит такой вал звонков, что операторам не грех самим просить побольше менять локацию участникам GTA на стороне полиции. Именно GTA – иначе этот цирк не назовёшь.


Масса фоток перевёртышей, постоянно в них участвуют крупные транспортные средства, а воз и ныне там – в кювете. В чём дело? Проверить несколько конечных и переобуть всех! Кто не спрятался или спрятался, но вышел потом снова – запрет на профессию, пожизненное лишение права перевозить людей в автобусах, микроавтобусах, грузовиках.


Сколько хочешь – убивай себя сам на летней резине, захватывай с собой случайных людей, но это всё равно мелочь. А в микроавтобусе – там же сколько людей сразу страдает и гибнет!


Борис Надёжев, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 04 (614), 06.02.2015 г.