Солисты астраханской оперы раскрыли тайны «Паяцев»

16 февраля в 18:30 на главной сцене Астраханского театра оперы и балета состоится показ оперы «Паяцы» Руджеро Леонкавалло. Её премьера состоялась в 2014 году, и каждый раз эта проникновенная и завораживающая постановка поражает свежестью восприятия и глубиной воплощения.

«Паяцы» созданы режиссёром Константином Балакиным, художницей Еленой Вершининой и дирижёром-постановщиком – художественным руководителем АГТОиБ Валерием Ворониным. Любовная трагедия, лежащая в основании сюжета, разворачивается внутри спектакля, который разыгрывают приехавшие в южную провинцию Италии странствующие комедианты. В ближайшем показе главные партии исполнят Роман Завадский – Канио, и Татьяна Качанова – Недда. AST-NEWS.ru встретился с солистами, чтобы узнать подробности их участия в одном из самых необычных и чувственных спектаклях астраханской сцены.

Роман Завадский и Татьяна Качанова – земляки, родились и выросли в Беларуси. Покинув родные места в разные годы, встретились в Астрахани. Роман служит в АГТОиБ второй сезон, а Татьяна стала солисткой астраханской оперной труппы в 2019 году.

– Сюжет оперы разворачивается в театре, в месте, где вы проводите большую часть жизни. Грань между игрой на сцене и реальными обстоятельствами условна?

Татьяна Качанова: Особенность этой монументальной оперы в том, что её сюжет понятен всем. Эмоции, которые переживают на сцене наши герои, а вместе с ними и мы – настоящие. Мы погружаемся в образы настолько глубоко, что потом сложно выходить из спектакля в повседневную жизнь.

Драматургия выстроена идеально. Если говорить о моём персонаже – Недде, то она настоящая женщина: любящая, страдающая и умирающая за право быть счастливой. Весь конфликт оперы разворачивается вокруг моей героини. Я постоянно оправдываю Недду, несмотря на то, что я в реальной жизни никогда бы не поступила, как она. Исполняя эту роль, я полностью на её стороне, понимая её стремление быть счастливой и свободной от связывающих обязательств. При этом осознаю, что в погоне за счастьем было покалечено несколько судеб. Недда была благодарна Канио, но не любила его по-настоящему.

Роман Завадский: Подобные истории берутся из жизни, «Паяцы» не стали исключением. В оправданье поступка своего персонажа скажу, что он совершил преступление в состоянии аффекта. Недда признаётся своему возлюбленному Сильвио в любви словами из пьесы, где она играет вместе с мужем. Выходя на подмостки, мой персонаж Канио слышит от жены ту же фразу, с которой он невольно столкнулся накануне. Когда играю эту роль, ставлю себя на место героя, который жил в иллюзии, что его семейное счастье незыблемо. Но его мир рушится в одночасье, и Канио, не в силах совладать с собой, убивает любимую женщину.

Т.К.: Контраст комедии и трагедии даёт невероятный эффект. Канио считал Недду своей собственностью, поэтому моя героиня задыхалась в несвободе, желая вырваться из этого союза любой ценой. Если бы муж был не так деспотичен, может, Недда не искала утешений на стороне.

Р.З.: Я, исполняя роль Канио, думаю иначе. Мой герой уверен, что их брак идеален, а любовь взаимна до той поры, пока он собственными глазами не увидел измену жены. Не считаю, что Недда собственность Канио. Он любил её и думал, что она отвечает ему тем же, но, к сожалению, заблуждался.

– Музыка Леонковалло красива, избранные арии из неё широко известны. Для вас, как исполнителей, насколько сложен и интересен этот музыкальный материал?

Т.К.: До работы в Астрахани я не исполняла эту красивую партию. Так складывается, что всё красивое сложно. Проникая в образ, открываются ранее не видимые грани. Леонковалло прописал и в либретто и в партитуре всё идеально. Главное, правильно понять и пропустить через себя его задумку, тогда всё сложится. Спектакль длится полтора часа и смотрится на одном дыхании. К сожалению, никогда не видела его в качестве зрителя, но когда мы на сцене, то чувствуем, как стремительно развивается сюжет.

Р.З.: Спектакль динамичный. Большинство опер длятся три – три с половиной часа, где между ариями много речитативов. У обожаемых мной «Паяцы» совершенно другой ритм, события развиваются быстро. Для меня партия Канио хорошо знакома и любима: исполнял её в Новосибирске, в марте буду петь её в Ереване.

Т.К.: Зрители любят этот спектакль ещё и потому, что он понятен. Каждый человек когда-либо переживал эмоции, схожие с теми, что испытывают наши герои – боль, любовь, ревность, страдания, разочарование.

– Визуально опера «Паяцы» Астраханского театра оперы и балета необычна…

Т.К.: Невероятные костюмы и декорации придают общему повествованию головокружительный эффект. Не хочется раскрывать всех секретов тем, кто ещё не видел эту постановку, но зрители, впервые пришедшие на спектакль, попадают в зазеркалье. Невозможно словами описать происходящие на сцене метаморфозы.

– Как уроженцы Беларуси встретились в Астрахани?

Т.К.: Живя в Минске, всегда мечтала о месте, где много солнца и воды. Когда оказалась здесь, поняла, что астраханский климат идеален. Мне важно, просыпаясь, видеть за окном солнце. В такие дни мой голос звучит особенно. Когда впервые увидела астраханские степи, не поняла всех прелестей такого пейзажа, ведь в Беларуси природа другая, много лесов и свежести. Первое, что потрясло, это наш театр. Он красивый, большой и удобный, здесь работают замечательные люди. У меня сложились с астраханцами замечательные взаимоотношения, как с коллегами, так и со зрителями. В этом году увидела снежную Астрахань, что стало для меня большим удивлением.

IMG_2056.JPG

Р.З.: Живу в России с 1999 года, с тех пор, как поступил в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова. Восемь лет работал в Мариинском театре. Потом потерял голос и не пел до 2014 года. После восстановления пять лет был солистом Новосибирского театра оперы и балета, затем вернулся в Питер, где пел на сцене музыкального театра «Зазеркалье». Мой товарищ по Мариинскому театру предложил послать запись моего исполнения партии Отелло в Астрахань. И я получил приглашение приехать сюда. Я заядлый рыбак и меня не пришлось долго уговаривать. Посмотрев репертуар Астраханского театра оперы и балета, понял, что он идеально подходит мне. И вот уже второй сезон я работаю на астраханской сцене.

IMG_4756.JPG

Т.К.: Роману удаётся совмещать своё хобби и работу в театре. Он часто приходит на утренние репетиции после ранней рыбалки, которая начинается на заре, удивляя солидным уловом.

– Даже зимой?

Р.З.: Этой зимой не рыбачу, а прошлой – да, было дело. Всегда удивляет, как местные говорят, что сейчас уже не та рыбалка, что была когда-то. Астраханцы сетуют, что рыбы нет. Я же считаю, что это не так. По мне, в Астрахани рыбы очень много.

– Расскажите о своих любимых партиях, кроме тех, в которых астраханский зритель увидит вас в опере «Паяцы»?

Т.К.: Очень люблю партии, не свойственные моему характеру, там, где можно пострадать. В обычной жизни я оптимистка, могу адаптироваться к разным ситуациям. Такие персонажи, как Недда, дают мне возможность выплеснуть эмоции, живущие в глубинах души. Люблю свою лирическую героиню с трагической судьбой – Мими из «Богемы». Иоланту обожаю за то, что это светлый образ, а самая потрясающая опера Чайковского – со счастливым концом. Люблю все свои партии, даже те, которые не даются сразу, где приходится идти на сопротивление и искать в персонаже особенные черты.

Р.З.: Мои любимые роли – это Отелло в одноимённой опере Вери, Герман в «Пиковой даме» Чайковского, разумеется, Канио в «Паяцах» и Калаф из «Турандот» Пуччини. Последнего названия пока нет в репертуаре Астраханского театра оперы и балета.

хованщина.JPG

– Перед началом сезона вы принимали участие в опере Мусоргского «Хованщина» проекта «Русские оперы в Астраханском кремле». Расскажите об этой работе.

Р.З.: Очень волновался, исполняя партию Андрея Хованского, ведь раньше не выступал на открытом воздухе. Но так как аппаратура и работающие с ней специалисты были прекрасными, то всё сложилось наилучшим образом.

Т.К.: Мы с Романом впервые работали с режиссёром Константином Балакиным и художницей Еленой Вершининой. Это был интересный процесс, а музыка Мусоргского настолько глубокая и мощная, что полностью раскрыть её с первого раза сложно. Но результат превзошёл все ожидания. В этой постановке сложились все факторы. Работа над этой кремлёвской постановкой оставила великолепное впечатление.

– Вы успели познакомиться с театральной жизнью Астрахани, протекающей вне стен театра?

Р.З.: Да, у нас даже сложилась традиция посещать первого января драмтеатр. В прошлом году мы смотрели там замечательную комедию «Шум за сценой», где показана актёрская жизни с изнанки, практически – как в нашей опере «Паяцы», только со счастливой развязкой.

– Есть у астраханского зрителя характерные черты?

Т. К.: Астраханская публика всегда радует и балует нас, оказывая тёплый приём. Для меня было немного странно, когда между номерами в зале возникает тишина. Потом поняла, что такие затишья возникают не из-за того, что людям что-то не нравится, а потому что астраханцы очень осторожно воспринимают действо. Но после того, как спектакль заканчивается, они проявляют все свои чувства, вставая и аплодируя. Невероятно приятно получать такую высокую зрительскую отдачу. Мы ждём астраханцев на показе оперы «Паяцы» 16 февраля, чтобы вновь порадовать друг друга взаимными яркими эмоциями.

Текст и фото Екатерины Некрасовой