Режиссёр Константин Балакин вновь удивит Астрахань оперным размахом

Ближайший уикенд, 2 и 3 сентября в Астрахани ознаменуется поистине грандиозным событием. На соборной площади кремля будет показана премьера оперы «Хованщина» Модеста Петровича Мусоргского, являющаяся продолжением проекта Астраханского театра оперы и балета «Русские оперы в Астраханском кремле».

Многообещающее событие стало возможным благодаря Президентскому фонду культурных инициатив, региональному министерству культуры и туризма и нацпроекту «Культура». Повышенные ожидания от предстоящей премьеры обусловлены и тем, что режиссёром-постановщиком «Хованщины» выступает Константин Балакин – создатель лучших оперных спектаклей, представленных за десять лет на Соборной площади кремля. Он также является автором ярких постановок, украшающих репертуар Астраханского театра оперы и балета с первых лет его работы по сегодняшний день. 

Вместе с художественным руководителем и главным дирижёром театра Валерием Ворониным и художником-постановщиком Еленой Вершининой Константин Балакин создал в нашем городе более десяти спектаклей, сформировавших лицо одного из самых молодых музыкальных театров России. 

AST-NEWS.ru встретился с Константином Аркадьевичем за несколько дней до премьеры, в разгар репетиционного процесса, чтобы поговорить о важных вещах, сопровождающих жизнь человека, поглощённого творчеством.

- С какими ощущениями вы вернулась на проект «Русские оперы в Астраханском кремле», который у многих людей ассоциируется с вашим именем?

- Говорят, два раза в одну и ту же воду войти нельзя. За четыре года, конечно, многое изменилось: обновился состав вокальной труппы, поменялся ракурс постановки спектакля в кремле. Но есть многие артисты в хоре, мастера постановочной части и производственных цехов, кто остался верен театру, и я их очень рад видеть. В целом ощущения хорошие, как и положено, ведь жизнь идёт своим чередом.

- Несмотря на то, что вы более четырёх лет не работаете в Астраханском театре оперы и балета, ваши постановки продолжают занимать ведущие позиции в его репертуаре. Среди режиссёров бытует мнение, что спектакли, как дети. Следите ли вы за их судьбой?

- Семь лет, что я жил в Астрахани, следил за каждым своим спектаклем, сам занимался вводами новых артистов в них, бывая тут не наездами, а работая ежегодно от начала до конца каждого сезона. Вот тогда-то я и следил за их судьбой, воспитывал свои детища. В те годы рядом со мной были замечательные ассистенты: Марина Попандопуло, Анна Дмитриенко, Екатерина Саблина. Они хорошо знают все мои спектакли и все их нюансы. В работе с артистами они внимательно следят за всеми актёрскими и сценическими задачами, добиваются их выразительного выполнения.

Я уверен, что весь репертуар, созданный здесь вместе с Еленой Вершининой, живёт хорошо в режиссёрском смысле благодаря помощникам, работавших со мной все эти годы.

– Путь к постановке «Хованщины» был долгим?

– Конечно, когда обсуждалась перспектива постановок спектаклей в Астраханском кремле был целый список названий русских опер и «Хованщина» была одной из первых. Но мы пошли по пути авторского и жанрового разнообразия:

Поэтому после Мусоргского был Бородин, за ним Римский-Корсаков, затем задумывался Глинка. Историческая народная драма «Борис Годунов» открывала проект. Затем последовали эпическая опера «Князь Игорь» и мистерия «Сказания о граде Китеже». Фантастическая опера «Руслан и Людмила», над которой работали уже не мы, должна была обогатить этот ряд русской сказочностью…

Теперь настал момент, когда можно снова обратиться к исторической драме. «Хованщина» – это народная трагедия. Здесь так велико число человеческих жертв, попавших в жернова истории.

– Исторические события, послужившие основой для «Хованщины» нельзя назвать радостными. Сюжет последней, недописанной оперы Мусоргского достаточно мрачный, а финал и вовсе душераздирающий. Насколько постановка этой оперы актуальна и своевременна в наши дни? Будут ли в ней светлые тона?

– Когда в ноябре прошлого года мы стали разрабатывать визуальное решение этой постановки, ещё не было тех событий, которые сейчас происходят. Тогда «Хованщина» ещё не имела такого актуального звучания, как сейчас. Попадая в сегодняшний день, эта опера снова звучит современно. Монументальное почти четырёх-часовое полотно для постановки под открытым небом необходимо было сократить почти в два раза. Мне кажется, нам это удалось, оставив понятной историю, рассказанную Мусоргским.

Конечно, два часа невозможно выдержать в постоянном напряжении, и мы оставили те драматургические контрасты, которые делают это произведение демократичным. Будут сцены, вызывающие улыбку, ведь народные образы, созданные Мусоргским очень разные. А один из самых невероятных по выразительности образов русской женщины – Марфы, воплощает в себе и лиризм, и религиозную одержимость.

В этой опере нет главных героев. Даже при постановке поклонов, где должна соблюдаться определённая иерархия, когда выход исполнителей идёт по нарастающей, ведь в конце должны выходить главные персонажи, есть сложности в определении кто кого главнее. «Хованщина» – это фреска, в которой важны все детали и персонажи.

1H0A8037 (1).JPG

– Есть мнение, что во всех ваших постановках хору отводится определённая миссия. В новом спектакле перед хором также поставлены особые задачи?

– Я очень люблю работать с хором. Это одна из самых важных красок в опере, тем более в русской. Я думаю, что с момента открытия нового театра я нашёл с артистами хора общий язык. Наше взаимопонимание во многом зависело от главного хормейстера театра Галины Адольфовны Дунчевой, стоявшей у истоков оперного театра в Астрахани и создавшей этот прекрасный хоровой коллектив. Хор театра всегда хорошо подготовлен не только с вокальной точки зрения. Его звучание всегда имеет осмысленность. Не секрет, что артисты часто учат партии на уровне текста и музыки, не вникая в суть того, что исполняют. Но Галина Адольфовна уже на стадии разучивания хором партий рассказывает артистам об исторических реалиях и драматических коллизиях, которые происходят в хоровых сценах того или иного произведения. Это очень обогащает артистов хора и спектакль в целом. Некоторые артисты хора с увлечением читают литературные и исторические источники.

На днях ко мне подошла артистка хора Маргарита Акулова: она узнала, откуда в тереме у Хованского могли появиться персидские рабыни. Она заинтересовалась, откуда в Москве XVII века, в стрелецкой слободе взялись персидки и выяснила, что Хованский, принимавший участие в восточных сражениях, привёз пленниц в столицу.

– Для творческого тандема Константина Балакина и Елены Вершининой характерно не только высокое качество постановок, но и особая стилистика и яркая индивидуальность. Наверняка в «Хованщине» зритель увидит этот затейливый почерк? На какие моменты стоит обратить пристальное внимание, чтобы не упустить самого важного в масштабном повествовании?

– Вы имеете в виду наше стремление с художником создать единое действо, в котором нет отдельно режиссуры, нет отдельно сценографии и нет отдельно музыки. Да, мы всегда ставим спектакль, стремясь к эмоциональному воздействию всего, что есть в опере.

В нашем спектакле воспроизводятся две реалии. Первая – памятный столб, стоявший на Красной площади в Москве. Именно с его установки начинается наш спектакль. Это своего рода открытие памятника, который стрельцы установили в оправдание своих жестоких деяний. Нет точных свидетельств, как выглядел этот столб на самом деле, но сохранился текст, написанный на этом столбе, используемый Мусоргским. Конечно же, стрельцы вершили свой самосуд над боярами и знатью, оправдывая свои действия сохранением государственной власти. Поэтому столб в спектакле, как и его исторический прототип, венчает российский герб. Кстати, одна из корон на гербе в те времена символизировала Астраханское царство.

Вторая реалия связана с Астраханью. Это большая плаха, которую будут выкатывать в сцене стрелецкой казни. Я обнаружил информацию о том, что после московских стрелецких бунтов большая часть стрельцов и их семей была сослана из Москвы в Астрахань. В 1705 году здесь случился свадебный бунт: местные власти взвинтили налоги на всё, что только возможно и объявили о введении баснословного налога на церковное венчание. Накануне этого нововведения в Успенском соборе за один день состоялось сто венчаний.

Среди стрелецких семей началось сильное недовольство астраханской властью. Тогда Пётр отправил для усмирения волнений в Астрахани трёхтысячное войско во главе с фельдмаршалом Шереметьевым, отозванного для этого из Северной войны. К прибытию петровского войска, которому были даны указания о самой жестокой расправе со стрельцами, восставшие выкатили на Соборную площадь огромную плаху с топорами в знак своего раскаяния. Шереметьев объявил царское помилование, а Петром была назначена другая местная исполнительная власть. В нашем спектакле будет символическая цитата этого исторического для Астрахани события – выкатывание покаянной плахи.

1H0A8123.JPG

– Предыдущие кремлёвские оперы показывались непосредственно в исторических декорациях Успенского собора. Сейчас сцена будет находиться на соборной площади. Не внесли ли эти обстоятельства дополнительные трудности в вашу работу? Или же наоборот, расширили границы режиссёрского замысла?

– Это сложная история для всех нас. С ноября прошлого года спектакль продумывался мной с художником в привычной локации, но в июне я узнал, что его решение придётся менять. Нам пришлось переносить спектакль на большую сценическую площадку под открытым небом, внося серьёзные изменения в сценографию. Концепция осталась та же, но пришлось многое менять. Надеюсь, что сила этого места останется в спектакле, несмотря на то, что он будет разыгран не у подножия Успенского собора и даже не на его фоне.

– В этом сезоне в АГТОиБ впервые после вас появился новый главный режиссёр – Алексей Смирнов. Знакомы ли вы с его постановками? И что можете сказать о творчестве своего приемника на этом посту?

– Мы познакомились недавно во время моего приезда в Астрахань. Он представился, я пожелал ему удачи на этом ответственном посту. С творчеством Алексея Смирнова я не знаком, так как не видел его постановок, но слышал очень хорошие отзывы о его спектаклях на астраханской сцене.

– Расскажите о своей работе за пределами Астрахани.

– Я нахожусь в свободном плаванье, что сейчас называется, фрилансе. По-прежнему ставлю музыкальные спектакли в разных городах нашей страны. Занимался театрализованным музейным проектом в Царском Селе, но пандемия внесла свои коррективы. Стали возникать сложности с финансированием. Сейчас как раз идёт переходный момент, когда многие театры выходят из виража, связанного с ограничениями двух последних лет. По некоторым остановившимся проектам ведутся переговоры об их восстановлении.

В последние три года я работал над кукольными спектаклями. Это даёт мне новый простор и свободу в выборе названий: «Медный всадник» Пушкина, «Доктор Фауст» Марло. Скоро в новом Театре кукол Новокузнецка будет премьера спектакля «Пер Гюнт» по Ибсену. Это большой двухактный спектакль для взрослой аудитории с музыкой Грига и Малера.

– Константин Аркадьевич, какой будет ваша «Хованщина»?

– Один из сквозных образов нашего спектакля – годичные кольца древесного спила. Вслед за гением Мусоргского мы постараемся погрузиться в историю, словно углубляясь к сердцевине огромного ствола нашей могучей истории. Было в ней много трагического. Говорят, по годичным кольцам на спиле дерева можно узнать, в какие годы были пожары или засухи. Хочется верить, что, несмотря на самые жестокие испытания, которые время от времени судьба посылает нашему Отечеству, мы останемся единой и крепкой державой.

Беседовала Екатерина Некрасова, фото Марины Михайловой