Я вырос неподалеку от аэропорта: сквозь москитную сетку, лежа на кровати считал самолеты. Если сегодня хотя бы на один день вернуть тот трафик, то абсолютное большинство астраханцев восприняло бы это за вторжение туристов или за авиасалон.
Самолеты приземлялись, заправлялись и улетали, принося и унося 98 процентов населения – именно столько в те годы граждан пользовались услугами единственного на тот момент авиационного оператора. Сегодня количество компаний увеличилось, а количество рейсов снизилось, мы забыли о малой операции, как о классе. Она есть в буквальном смысле: небольшие частные самолеты изредка все же залетают сюда, но о передвижении астраханцев в пределах области остается мечтать. А почему бы и нет?
Неподалеку от города открывается отличный вид на воздушные коридоры гражданской авиации. На специализированном сайте в режиме реального времени можно узнать, что за борт заходит на посадку или, наоборот, покидает волшебную астраханскую землю: изготовитель, бортовой номер, фотография самолета, название авиакомпании и еще уйма информации. Все гражданские самолеты мира, находящиеся в воздухе, отображаются и видно, например, что через Астраханскую область пролетают в основном транзитом. Иногда попадаются интересные экземпляры вроде очень дорогих частных самолетов, таких здесь практически не бывает, а за один такой с двумя турбинами лайнер можно приобрести несколько десятков самолетов малой вместимости для той же малой авиации для нашей же области. Задумывался ли единственный пассажир об этом уже на подлете к городу?
Чуть позже я узнал, что к нам на рыбалку пожаловал премьер. Смотрю на самолеты в небе, открываю сайт и узнаю, кто это. Можно назвать это хобби. Миллион и триста тысяч человек одномоментно находятся в небе прямо сейчас, огромное количество перемещаются на короткие дистанции и по трафику авиации можно судить об экономической активности: чем короче дистанции, тем выгоднее. Если кому интересно, то найдете этот сайт и сделаете выводы сами, если же говорить прямо, то грустно мы смотримся в авиационных потоках.
И на этом фоне астраханскому аэропорту «Нариманово» решили дать другое имя. С этим названием постоянная путаница в общении, т.к. помимо аэропорта с таким названием есть в области город - райцентр Наримановского района. Астраханцы поймут меня, особенно те, кто участвовал в товарищеских матчах район на район с «заводом Сталина». Тем не менее, аэропорт все называют просто аэропортом без добавления «Нариманово». Поменяй название и что изменится, кроме того, что будет потрачена масса ресурсов на изменение всей технической документации, на замену придорожных указателей? Откроются рейсы из аэропорта Кустодиева в Ахтубинск или аэропорт Хлебникова отправит нас на винтовом самолете до Оля, Лимана, Элисты? Думаю, вряд ли. Вся эта возня с проведением выборов лучшего названия среди организаций пенсионеров, филателистов, массовиков-затейников - лишь имитация бурной деятельности с нулевым эффектом, переходящим в отрицательный показатель прибыли.
Любое дело должно нести прибыль или удовлетворение, но о какой прибыли речь, если аэропорт тщетно пытается сдать в аренду площадь под ведение бизнеса? О каком удовлетворение речь, если Кустодиева и Хлебникова знают... Назовите самое известное творение Кустодиева. Не получается? Тогда — Хлебникова. Тоже не выходит? Почему же именно эти фамилии выбились в лидеры голосования? Вопросы к организаторам, которые со всего этого имеют прибыль, а удовлетворение приходит сторицей.
Были возгласы на счет название в честь Анатолия Гужвина, но его именем уместно назвать речной порт. Если же говорить серьезно, то можно было бы назвать именем Юрия Гагарина или Егора Летова, потому что это здорово и вечно, а Кустодиев и Хлебников - есть очередная лубочная старина, валенки старенькой бабушки. В аэропорте Кустодиева внутри должно все быть отделано под избу, чтобы лук в чулках висел, а сотрудницы ходили в кокошниках. В аэропорту Хлебникова можно устраивать опросы о том, кто это такой, чем он занимался, где родился. Ответы будут поражать безо всяких сомнений. Вся эта муть такой же бред, как и две буква «А» рядом с аэропортом, которые я лично расшифровываю друзьям, как карманные тузы из покера.
Ну и самое интересное в том, что аэропорт «Нариманово» останется с этим названием, как завод Сталина остался со своим, несмотря на десяток переименований. Я бесконечно уважаю Хлебникова и Кустодиева, однако аэропорт их именами называть не стал бы. Название должно бодрить, мотивировать на развитие, а не вызывать вопросы или непонимание среди людей. Большинство же сегодня не пользуется аэропортом, но жители города вместо того чтобы получить что-то новое в облике города, лишь потратятся на замену табличек и вывесок. Хочется же больше авангарда, но всех нас тянут в старину, в лапти, в повозки-газели. Вскоре появятся телепорты, а рядом с аэропортом имени Кустодиева будет стоять корова и жевать уныло прилетевший с ветром пакет. Можно будет картину писать маслом, ведь к тому времени самолеты станут столь редкими здесь, что не будут мешать творчеству.
Весь этот фарс хорошо поддержать и вместо двух букв «А» установить две буквы «Я». А почему нет? Провести пиар, устроить выборы букв среди пенсионеров, филателистов, торговцев картошкой. Хотя ко всему этому и по поводу этого всего на ум приходит одна буква, которой при жизни еще пользовались Кустодиев с Хлебниковым, ее же употреблял Гагарин с Летовым, и все бы они по этому поводу сказали то, что и я одной буквой «Ять».
Ильдар Каратагандаев, Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 41 (801) от 23 ноября 2018 г