Жители южного форпоста России обсуждают судьбу старого кладбища, расположенного на улице С.Перовская. «AST-NEWS.ru – Астраханские новости» разобрал по полочкам эту злободневную тему.
Парки в Астрахани за последние четверть века всё больше уничтожали, чем открывали: поэтому представляется странной реакция на, казалось бы, радостное известие о том, что в черте областного центра появится новая предназначенная для отдыха открытая озеленённая территория...
Порядок ликвидации погостов предусмотрен единственным документом под названием «Инструкция о порядке устройства, закрытия и ликвидации кладбищ и о порядке сноса надмогильных памятников», утверждённой Постоянной комиссией при Президиуме ВЦИК РСФСР. Она разрешает ликвидацию и «использование занятых ими участков земли под другие общественные нужды (застройка и проч.)» спустя 20 лет после последнего захоронения. Астраханское старое кладбище было закрыто, по одним данным, в 1981 году, по другим сведениям – в 1998 году; в любом случае, положенный срок или уже истёк, или наступит в будущем году.
В случае если вышеуказанный документ времён СССР по каким-либо причинам не станет являться основополагающим для местных властей в части рационального использования территории закрытого старого кладбища, городская дума муниципального образования «Город Астрахань» должна принять соответствующий нормативный акт.
Отметим также, что вопрос о судьбе некрополя широко обсуждался в марте 2016 года: в частности, в программе «Позиция» телеканала «Астрахань 24» с участием главного редактора областной газеты «Факт и компромат» Глеба Иванова и впоследствии уволенной сотрудницы астраханского государственного объединённого историко-архитектурного музея-заповедника Радмилы Тарковой. И вот, спустя почти год судьба закрытого астраханского погоста вновь будоражит умы жителей Каспийской столицы.
Мы будем следить за развитием данной ситуации и информировать своих читателей о дальнейшей судьбе старого кладбища в Астрахани.
AST-NEWS.ru
Одна бабка сказала?
Обсуждение началось после того, как в средствах массовой информации появились ссылки на некие новые решения градостроительного совета Астрахани, которые, впрочем, официально нигде не опубликованы, а их текст неизвестен. Согласно распространяемым сообщениям, часть захоронений на старом кладбище войдут в границу особо охраняемой зоны, а большая часть кладбища станет зоной рекреационной, которую рекультивируют – на ней будет разбит парк.Парки в Астрахани за последние четверть века всё больше уничтожали, чем открывали: поэтому представляется странной реакция на, казалось бы, радостное известие о том, что в черте областного центра появится новая предназначенная для отдыха открытая озеленённая территория...
Болтать – не мешки ворочать
Большинство возмущённых кладбищенской новостью сетуют на судьбу могил своих родственников. Вместе с тем, наши земляки, ценящие память своих предков, вполне могут провести перезахоронение останков своих родных.Но вот беда: у захороненных на старом кладбище астраханцев мало потомков, ухаживающих за тамошними могилами. Напротив, подавляющее большинство захоронений старого кладбища представляет собой давно заброшенные и забытые всеми (включая их живущих ныне родственников) могилы.Да и сам этот погост, за исключением малой его части, является большой свалкой, привлекающей внимание лишь асоциальных элементов (готов, бомжей, наркоманов) и малочисленной группы «волонтёров». Последние несколько лет назад пытались сделать саморекламу на «уборке» территории кладбища. Но даже эти жалкие потуги не только не изменили общей картины запустения на старом кладбище, но и в свете новых инициатив городских властей оказались ненужной тратой времени, сил и общественного внимания.
Операция «Ликвидация»
Вопреки обывательскому мнению (тиражируемому в том числе и официальными лицами в астраханском сегменте социальных сетей), ФЗ РФ «О погребении и похоронном деле» никак не регламентирует порядок закрытия и ликвидации кладбищ и дальнейшем использовании их территории. В другом нормативном акте – СанПиН «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» – предусмотрен порядок рекультивации кладбищ при их переносе, и, опять же, нет ни слова о порядке их закрытия и дальнейшего использования территории.Порядок ликвидации погостов предусмотрен единственным документом под названием «Инструкция о порядке устройства, закрытия и ликвидации кладбищ и о порядке сноса надмогильных памятников», утверждённой Постоянной комиссией при Президиуме ВЦИК РСФСР. Она разрешает ликвидацию и «использование занятых ими участков земли под другие общественные нужды (застройка и проч.)» спустя 20 лет после последнего захоронения. Астраханское старое кладбище было закрыто, по одним данным, в 1981 году, по другим сведениям – в 1998 году; в любом случае, положенный срок или уже истёк, или наступит в будущем году.
В случае если вышеуказанный документ времён СССР по каким-либо причинам не станет являться основополагающим для местных властей в части рационального использования территории закрытого старого кладбища, городская дума муниципального образования «Город Астрахань» должна принять соответствующий нормативный акт.
Продолжение – следует!
Вместе с тем, территория старого кладбища на ул.С.Перовской составляет 44 га, что является нарушением требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», согласно которому размещение кладбища размером территории более 40 га не допускается.Отметим также, что вопрос о судьбе некрополя широко обсуждался в марте 2016 года: в частности, в программе «Позиция» телеканала «Астрахань 24» с участием главного редактора областной газеты «Факт и компромат» Глеба Иванова и впоследствии уволенной сотрудницы астраханского государственного объединённого историко-архитектурного музея-заповедника Радмилы Тарковой. И вот, спустя почти год судьба закрытого астраханского погоста вновь будоражит умы жителей Каспийской столицы.
Мы будем следить за развитием данной ситуации и информировать своих читателей о дальнейшей судьбе старого кладбища в Астрахани.