Нижнее Поволжье вызывает все больший интерес у Ирана. Власти и компании Исламской Республики привлекают выгодная транспортная логистика Астраханской и Волгоградской областей, а также мясное производство Калмыкии. В свою очередь, нижневолжские регионы рассчитывают с помощью иранцев купировать негативные последствия социально-экономического кризиса.


Иранская компания «Насим Бахр Киш» стала владельцем астраханского порта Солянка. Заплатив 750 млн руб. за контрольный пакет акций, иранцы получили под свой контроль перевалочный грузовой центр в Наримановском районе, в состав которого входят четыре причала и склады общей площадью 21 тыс. кв. м.


«Сделка с портом Солянка проведена в двусторонних интересах, – считает политический эксперт Сергей Кротов. – Астраханцы получили серьезного экономического партнера. Для иранцев это плановая вещь, направленная на усиление позиций Тегерана в международном транспортном кондоминиуме «Север–Юг». Проект этого транспортного коридора был задуман более 20 лет назад, он предполагает соединение в единую логистическую цепь портовых комплексов Гамбурга, Санкт-Петербурга, Москвы, Волгограда, Астрахани, иранского Амир-Аббада с последующим выходом в Индию и другие государства Южной Азии».


По мнению Кротова, сделка с портом Солянка напрямую связана с отменой режима международных санкций против Тегерана: «После этого проект «Север–Юг» вновь будет вызывать повышенный интерес в Евросоюзе. Европейский капитал заинтересован в стратегическом продвижении на рынки Южной Азии, ведь в этом регионе проживает более миллиарда человек. Иранцы готовятся к этим переменам и стремятся гарантировать себе достойное представительство в разных пунктах этого транспортного проекта».


Иранских инвесторов сегодня ждут и в порту Волжского – второго по величине города Волгоградской области. Губернатор Андрей Бочаров уже встретился с представителями Исламской Республики и озвучил идею создания пунктов перевалки и распределения грузов в регионе. Бочаров предложил сделать это на базе филиала Волгоградского речного порта в Волжском, мощности которого могут обеспечить ежегодный транзит грузов в объеме 3 млн т. По мнению губернатора, «наличие крупной водной артерии и разветвленная сеть автодорог дают возможность организации здесь крупных логистических центров».


«На встрече с иранцами обсуждались совместные инфраструктурные проекты с опорой на Волго-Донской судоходный канал, который обеспечивает прямой выход в Каспийское море, – рассказал «НГ» источник в обладминистрации. – Бочаров считает, что благодаря своему выгодному географическому положению Волгоградская область может стать площадкой для импорта-экспорта Ирана с другими регионами России. И иранцам эта тема интересна».


Иранцы также рассматривают Волгоградскую область в качестве крупного поставщика продовольствия, тем более что, по словам представителей обладминистрации, местные аграрии уже сейчас готовы увеличить поставки в Иран пшеницы – со 100 тыс. до 500 тыс. т в год. Волгоградцы обсудили с представителями Исламской Республики возможности импорта нижневолжской кукурузы, ячменя, горчицы, а также проект строительства в Волгоградской области современного бройлерного комплекса – с прицелом под иранского потребителя, у которого курятина традиционно пользуется большим спросом.


«Иранцам могут быть также интересны волгоградские возможности в производстве промышленного оборудования для нефтегазовой отрасли, нефтехимии, машиностроения, а также стройматериалы. Речь идет о более чем десятке заводов. Так что Тегерану есть из чего выбрать», – говорит политолог Виталий Арьков.


В Калмыкии иранские представители сейчас выстраивают активные отношения с производителями говядины. По словам источника «НГ» в республиканском правительстве, основным партнером Исламской Республики стал Уманцевский мясокомбинат в Сарпинском районе, принадлежащий местной компании «Митэко». «Инициатива по сотрудничеству исходит от иранской стороны. Уже есть предварительная договоренность о поставках калмыцкой мраморной говядины в Иран, – рассказал источник. – Иранцы хотят получать не менее 300 т мяса в месяц и заинтересованы в дальнейшем наращивании объемов. Для этого необходимо быстро увеличить откормочную базу, а это непростая задача. Впрочем, запросы иранской стороны того стоят». Первая пробная партия калмыцкого мяса уже отправлена в Иран.


«Тегеран рассматривает Калмыкию как перспективного партнера по поставкам продовольствия, – считает политический эксперт Павел Голод. – Одновременно через экономические проекты происходит и укрепление политических позиций Ирана в Нижнем Поволжье. Этому содействуют как молчаливое согласие федерального Центра, так и экономический кризис, делающий нижневолжские регионы отзывчивыми на иранские инвестиционные инициативы. Очевидно, что астраханские, калмыцкие и волгоградские власти рассчитывают с помощью выгодного партнерства с Исламской Республикой купировать негативные явления в региональной экономике».

Андрей Серенко,

ng.ru