22 июля исполнился год с момента обрушения общежития по улице Савушкина, 39/2. В четверг люди, которые там проживали, собрались возле дома, чтобы почтить память погибших и выразить возмущение действиями властей.
— До сих пор 51 человек живет в больнице на Паробичевом бугре. Несколько дней назад там отключили воду. Туалет, соответственно, не работает, плита общая, — говорит жительница обрушившегося общежития Нурия Исхакова. — Нам предлагают заселиться временно в маневренный фонд, по несколько семей в одну квартиру. По-вашему это жизнь? Большая часть жильцов согласилась на это — невозможно жить в больничной палате по 10 человек. А мы не согласны на такие условия.
Как рассказала женщина «Хронометру», в советские времена она работала на заводе «Прогресс»; и в 1989 году ее «временно» поселили в это общежитие. Теперь предлагают «временно» вселиться в коммуналку.
— У меня вся жизнь прошла временно, больше я так жить не хочу. Завод капремонт не делает, мэрия говорит, что общежитие принадлежит за,воду, и тоже ничего не делает. Вуправлении по жилищной политике говорят: «Всю жизнь прожили в общежитии, а теперь хотите квартиру в элитном доме?» Мы хотим получить нормальное жилье, и нам все равно, кто его даст.
Как сообщила «Хронометру» заместитель руководителя управления по жилищной политике администрации города Людмила Белова, сейчас мэрия отселяет жильцов лишь на время проведения капремонта и предоставляет им маневренный фонд,то есть квартиры с подселением.
— А чем это хуже того, что было здесь? — говорит Людмила Белова. — Что касается ремонта, то его должен проводить собственник — завод «Прогресс». В обрушенном крыле часть квартир была муниципальной, и люди, которые там проживали, квартиры уже получили.
«У вас и без воды дом рухнет»
В обрушившуюся часть, перепланированную под квартиры, людей заселяла горадминистрация из аварийного жилья на площади Октябрьской. Мэрия заказывала своему МУП «Проектно-производственное архитектурно-планировочное предприятие» техническое заключение помещений, которые в тот момент готовились к передаче в муниципальную собственность. МУП выдало документ о том, что в здании можно жить. Городские власти заселили людей и заключили с ними договоры социального найма. А менее чем через три Года дом обрушился.
— Когда нас сюда заселяли, в подвале стояла вода. Мы обратились к прорабу, который делал ремонт — дескать, из-за воды дом может рухнуть. А он ответил: «У вас и без воды дом рухнет», — рассказывает Валентина Ефимова.
«Вы на данном учете не состоите»
Владимир Федорович Ефимов - инвалид Великой Отечественной войны, и еще в 1995 году он встал на очередь на улучшение жилищных условий. Эти условия ему и улучшили в 2006 году, предоставив трехкомнатную квартиру в общежитии. С очереди ветерана, естественно, сняли. Трагедия в общежитии унесла жизнь его сына и беременной снохи.
— После обрушения мы несколько месяцев жили на заброшенной даче, — говорит Владимир Федорович. — Нам обещали, что в 4-м квартале будет сдаваться новый дом, и я получу в нем квартиру по договору соцнайма.
Однако в начале ноября фронтовику пришло письмо, в котором начальник управления по жилищной политике администрации города Диляра Измайлова объясняла ветерану, что «жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях. Вы на данном учете не состоите и Ваша семья малоимущей признана быть не может». Соответственно, и квартиры никакой Ефимову не положено. С очереди его сняли, когда
давали квартиру в рухнувшем общежитии, а пенсия не позволяет признать ветерана малоимущим.
Так что жилье Владимиру Федоровичу пообещали дать лишь временно. Впрочем, спустя несколько дней семью Ефимовых пригласили на торжественное вручение ключей от квартир в новом доме по переулку Грановского, 61.
— Мэр Сергей Боженов вручил нам ключи от квартиры, сказав, что жилье предоставляется по договору соцнайма, — говорит Валентина Ефимова. — Нас поздравили, пожали руку... Но когда большие чиновники ушли, подошла Диляра Измайлова и забрала только что врученные ключи, сказав, что мы должны прийти к ней на следующей неделе. На приеме Диляра Наильевна заявила, что мы не малоимущие, а квартиру нам уже дали на Савушкина. И то, что дом упал, ничего не значит. Теперь нам положено лишь 6 квадратных метров на человека. В новой квартире мы живем временно по охранной грамоте и по первому требованию должны освободить помещение. Снова в очередь на улучшение жилищных условий нас не ставят, ссылаясь на то, что жилье один раз мы уже получали.
Расследование завершено?
На днях завершилось расследование уголовного дела об обрушении общежития. Как сообщила в четверг пресс-служба следственного управления, обвинения предъявлены вице-мэру Виктору Кузнецову и соучредителю 000 «Строительная компания «Домстрой 2000» Руслану Захарьяеву. Чиновнику инкриминируют превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий, а Захарьяеву — пособничество в совершении указанного преступления.
По информации следственных органов, «Кузнецов, достоверно зная об опасности проживания в перепланированной части общежития в связи с имевшим место ранее фактом его обрушения, явно вышел за пределы своих полномочий и подписал договоры мены, вселив тем самым граждан из ветхого жилья в аварийное общежитие... Вопросами подготовки всех документов по перепланировке общежития и последующему размену занимался соучредитель «Домстроя 2000» Захарьяев».
Уголовное дело направлено прокурору для утверждения обвинительного заключения. Кроме того, выделен ряд других уголовных дел, в том числе в отношении предпринимателя Валерия Пряхина, находящегося в международном розыске, а также главного специалиста государственной жилищной инспекции Службы строительного и жилищного надзора Астраханской области Ирины Гавриловой. Последняя обвиняется в халатности, повлекшей смерть двух и более лиц.
Евгения ЗАРИНЬШ,
"Хронометр-Астрахань" №30, 27.07.10.