На расширенное заседании координационного совета объединений Российского союза промышленников и предпринимателей Южного федерального округа основными темами стали меры по развитию внешнеэкономической деятельности предприятий ЮФО, а также повышению конкурентоспособности их продукции.
Как заявил присутствовавший на встрече вице-губернатор Константин Маркелов, именно конкурентоспособность производимых товаров на мировом рынке является одним из самых важных экономических показателей государства. Соответственно, с целью повышения конкурентоспособности продукции, осуществляется поддержка малого и среднего предпринимательства, выпускающего продукцию на экспорт. Так, в этом году на поддержку экспортоориентированного предпринимательства планируется выделить около 41 миллиона рублей. Государство активно занимается развитием транспортной инфраструктуры, как важного звена внешнеэкономических связей. В частности, оказывается поддержка порту Оля – части международного транспортного коридора «Север-Юг». Ведётся работа и над развитием авиационного сообщения, в рамках которой уже проведена модернизация аэропорта, а также прошли переговоры с крупными авиаперевозчиками. В будущем рассматривается возможность постройки грузового терминала в астраханском аэропорту, что позволит, соответственно, использовать его уже для грузовых авиаперевозок. В целом, по словам Маркелова, областные власти хотят создать в регионе здоровый климат, который позволит поддерживать местные компании для выхода на международный рынок.
Председательствовавший на заседании доктор технических наук Владимир Передерий считает, что для наибольших успехов в развитии необходимо достигнуть консолидации между государством и бизнесом.
Заместитель руководителя аппарата Координационного совета промышленников и предпринимателей ЮФО Александр Потеряхин коснулся темы вступления России в ВТО. По его словам, оно позволит местной продукции получить лучшее положение на мировом рынке, «менее дискриминационное», что улучшит её конкурентоспособность. Однако, добавил он, следует учитывать, что в настоящее время степень подготовленности бизнеса не позволяет просто ждать открытия границ – необходимо ещё улучшать положение продукции. Потеряхин попросил рассмотреть возможность создания рабочей группы из вузов, специализирующихся на внешнеэкономической деятельности, а также представителей бизнеса, с целью улучшить качество образования в данной сфере, поскольку в стране наблюдается нехватка грамотных кадров.
Первый заместитель начальника Южного таможенного управления по таможенному контролю Юрий Ладыгин рассказал присутствующим о том, что главным достижением таможенного союза является создание упрощённого пересечения границ с Белоруссией и Казахстаном. Кроме того, таможня провела колоссальную работу по переводу документации в электронный вид и по переходу к бездокументарным отношениям. Это позволит сэкономить огромное количество времени на разного рода справках, печатях и прочих атрибутах бюрократии. Однако перевозчики оказались не готовы к подобной системе и продолжают пользоваться старыми способами. Ладыгин напомнил, что несколько лет назад уже были проекты вроде «Электронной России», призванные осуществить переход к документации в электронном виде, однако, несмотря на то, что все сроки их реализации уже давно прошли, по факту ничего не сделано. Соответственно, он призвал государство как-то воздействовать на перевозчиков с целью введения данной системы.
После выступления Ладыгина интересное замечание сделал помощник генерального директора ССЗ «Красные Баррикады» по развитию персонала Владимир Шапошников. Суть в том, что на карте, по которой Юрий Михайлович показывал схему работы таможни, Южная Осетия и Абхазия относились к территории Грузии, несмотря на официальную точку зрения руководства страны об их независимости. Ладыгин в своё оправдание сказал, что это уже не Южный федеральный округ, и данные территории находятся не в его подчинении, однако Шапошников всё равно отметил, что раз он использует данную карту в своей презентации – значит, и ошибка тоже его. В принципе, не согласиться трудно, так ведь можно на карте и слово из трёх букв написать, а потом сказать, что раз оно не на территории России, то никто и не виноват.
Далее выступил министр международных и внешнеэкономических связей Астраханской области Денис Афанасьев, который поведал, как и все местные министры, о том, как хорошо у нас живётся и как у нас хорошо конкурирует местная продукция на внутреннем и внешнем рынке. Воспринималось это весьма трудно. Как астраханская продукция может иметь хорошее положение в стране и в мире, если её даже в нашей области трудно найти? Афанасьев привёл в пример конкурентоспособной продукции местную соль, которая после покупки завода в посёлке Нижний Баскунчак московской компанией резко исчезла с прилавков сетевых гипермаркетов и составляет в данный момент лишь 9% рынка области. Вдумайтесь в эту цифру – в области, в которой находится «солонка России», местная соль – это только один из 10 пакетов. Остальные из далеко не соседних к нам Украины и даже Голландии. И где тут конкурентоспособность? После такой продажи предприятия при молчаливом согласии местных властей, последние даже не в силах на него как-то повлиять. Руководство-то теперь не в нашем регионе, и ему все проблемы безразличны.
Многих присутствующих удивила названная министром в качестве аргумента конкурентоспособности цена на помидоры в Астраханской области. По его словам, летом они стоили 10 рублей за килограмм, хотя, как известно, на рынках города ниже 15 рублей цена не опускалась, а оптовая стоимость в основном составляла не менее 12 рублей за килограмм. Да и конкурентоспособность самых дешёвых помидор вызывает серьёзные сомнения, поскольку, по заявлению крупных производителей томатных соков, они предпочитают работать с импортными поставщиками. Интересно – что же у нас такое в области тогда производится, что можно экспортировать в другие страны?
По сути, главным вопросом встречи стал – «Как выжить, когда откроются границы?». Сейчас промышленность хоть как-то поддерживается за счёт пошлин, но при вступлении в ВТО, в страну и регион в частности хлынет ещё больший, чем сейчас, поток импортной продукции. И тут уже будет бесполезно убеждать других, что у нас всё хорошо. Придётся действовать. Готовы ли к этому власти и бизнес? Хочется, чтобы это мы узнали не на собственном горьком опыте, когда будет уже поздно что-то менять.
Вадим Окороков,
"Факт и компромат" № 10, 08.04.11.